1
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел 1. Паспорт программы развития……………………………………………………. 3
Раздел 2. Проблемно-ориентированный анализ деятельности МБДОУ………………… 4
2.2. Анализ реализации проекта «Детский сад возможностей: выбор всех и каждого» ... 7
2.3. Анализ проекта «Успешный педагог»………………………………………………… 8
2.4. Анализ реализации проекта «ВСОКО: кластеры «Образовательная среда»,
«Образовательные результаты»……………………………………………………………. 10
Раздел 3. Концепция программы развития ………………………………………………. 11
3.1. Ключевые приоритеты Программы развития………………………………………… 11
3.2. Цель и задачи Программы развития ………………………………………………….. 12
Раздел 4. Стратегия и тактика реализации программы развития………………………… 13
Раздел 5. Показатели эффективности программы развития ………..……………………. 19
Раздел 6. Финансовое обеспечение реализации программы развития ………………….. 23
2
Раздел 1
Проблемный анализ состояния и тенденций развития Муниципального
бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада № 332 в рамках
Программы развития на период 2019-2022 годов показывает эффективные результаты ее
реализации. Вместе с тем возникает необходимость разработки нового документа,
определяющего дальнейшую стратегию развития учреждения. Программа развития
МБДОУ представляет собой нормативно-управленческий документ, в котором:
- определены стратегические направления развития образовательной организации
на период до 2027 г.
- предусматривается создание в образовательной организации условий и
реализация комплекса мероприятий, необходимых для достижения целей
государственной политики в сфере дошкольного образования.
Программа разработана на основе анализа результатов деятельности МБДОУ в
период 2019-2022 годов, с учетом:
специфики контингента детей;
потребностей родителей в образовательных услугах;
современных требований к системе дошкольного образования;
экономических механизмов функционирования и развития дошкольной
организации.
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ
Федеральный уровень
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.212 № 273ФЗ. – ФЗ от 31.07.2020 № 304 ФЗ (О внесении изменений в Федеральный закон «Об
образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся).
2. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года,
утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015
№ 996-р.
3. Указ Президента РФ от 29.05.2017 г. № 240 «Об объявлении в Российской Федерации
Десятилетия детства».
4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 23. 01. 2021 г. № 122-р «Об
утверждении плана основных мероприятий проводимых в рамках Десятилетия детства,
на период до 2027».
5. Указ Президента России от 07.05.2018 г. «№ 204 «О национальных целях и
стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».
6. Указ Президента от 25.04.2022 № 231 «Об объявлении в Российской Федерации
Десятилетия науки и технологии ».
7. Постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 № 1642 «Об
утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие
образования».
Региональный уровень
8. Закон Свердловской области «Об образовании в Свердловской области» от 15.07.2013
№ 78-ОЗ.
9. Постановление Правительства Свердловской области от 19.09.2019 г. № 588-ПП «Об
утверждении Стратегии развития образования на территории Свердловской области на
период до 2035 года».
3
10. Стратегия развития воспитания в Свердловской области до 2025 года, утверждена
Постановлением Правительства Свердловской области от 07.12.2017 г. №900-ПП.
11. Постановление Правительства Свердловской области от 19.12.2019 г. № 920- ПП «Об
утверждении государственной программы Свердловской области "Развитие системы
образования и реализация молодежной политики в Свердловской области до 2027 года"»
Муниципальный уровень
12. Стратегический план развития города Екатеринбурга до 2030 года, утвержденный
Екатеринбургской городской Думой от 25.05.2018 №12/81 «Об утверждении
стратегического плана развития Екатеринбурга до 2030 года (Стратегическая программа
«Образование-основа развития, залог успеха»);
13. Стратегический проект «Екатеринбургское образование - стандарт «Пять звезд»»,
утвержден Постановлением Администрации города Екатеринбурга от 07.06.2022 №
1523.
Ответственные за разработку и реализацию программы развития:
Администрация и педагогический коллектив МБДОУ детского сада № 332
Общие затраты и источники финансирования программы развития.
Затраты
На разработку программы
На реализацию программы
Итого
Сумма, тыс. руб.
0,00
1 350
Источник финансирования
Бюджетные средства
Внебюджетные средства
Итого
Сумма, тыс. руб.
805
545
Раздел 2
Проблемно-ориентированный анализ деятельности МБДОУ
Результаты реализации программы развития 2019-2022гг
Анализ выполненных задач программы развития 2019-2022гг. в соответствии с
установленными критериями эффективности показал следующие результаты.
2.1. В результате реализации образовательного проекта «Организация
познавательной деятельности как условие развития социально-эмоционального
интеллекта» обновлено содержание образования за счёт внедрения новых программнометодических комплектов «Мозаичный парк» и «Воробушки», «Дети и денежные
отношения», программы «Самоцвет».
В образовательный процесс МБДОУ с 2019 года внедрены технологии развития
творческого, речевого мышления, развития начал финансово-экономической
грамотности, технологии становления ценностей здорового образа жизни участников
образовательных отношений в условиях МБДОУ и семьи в рамках участия в
федеральной программе «Разговор о правильном питании», технологии проектного
образования.
С целью улучшения качества образования в 2020 году МБДОУ присвоен статус
сетевой пилотной площадки апробирующей ПМК «Мозаичный парк» для детей
дошкольного возраста и «Воробушки» для детей раннего дошкольного возраста по
направлению «Педагогические условия позитивной социализации детей раннего и
дошкольного возраста». Ежегодно закупается УМК издательства «Русское слово»,
пополняется методический кабинет учебными и методическими пособиями, а в группах
наполняется предметно-пространственная развивающая среда. За этот период с 2020
4
года по 2022 год 100 % педагогов апробирующих данную программу разработали
Рабочие программы на основе ПМК «Воробушки» для детей раннего возраста и ПMK
«Мозаичный парк» для младшего и среднего дошкольного возраста; 44 % педагогов
MБДOУ приняли участие в вебинарах издательства «Русское слово», знакомились с
опытом внедрения ПMK других МДОУ; в учреждении проведено два семинара по
организации образовательной деятельности по программе «Мозаичный парк». В 20202021 учебном году по программе работала одна группа возраст 3-4 года, а в 2021-2022
учебном году уже работали три группы: группа раннего возраста от 2-3 лет, вторая
младшая группа 3-4 года, средняя группа 4-5 лет. На конец 2022 г. участниками сетевого
образовательного проекта являются дети от 2 до 5 лет, что составляет 33% от общего
количества воспитанников ДОУ.
В 2022 году стали участниками Межрегиональной сетевой площадки по
реализации образовательного проекта «Преемственность плюс» по программе «Дети и
денежные отношения». Приобретён
программно-методический
комплект
и
дидактические пособия.
Программа рассчитана на два года для детей старшего
дошкольного возраста. В реализацию данного проекта в 2022 г. включены две старшие
группы (60 детей).
В соответствии с ФГОС ДО в части формирующей участниками образовательных
отношений ООП, представлена программа «Самоцвет», направленная на развитие детей
раннего и дошкольного возраста, через реализацию культурных практик и отражающая
региональную (Свердловской области, Среднего Урала) и муниципальную специфику (г.
Екатеринбург). Программа представляет интеграцию, объединение семейного и
общественного дошкольного воспитания, сохранение приоритета семейного воспитания,
активное привлечение семьи к участию в воспитательном процессе в разных формах. В
основу календарно-тематического планирования рабочей программы воспитания
закладываются содержательные линии культурных практик программы «Самоцвет», что
позволяет объединить усилия детского сада, семьи в развитии и воспитании детей.
Программные задачи реализуются в социальном партнерстве с организациями:
ЦК «Урал»
Участие в реализации общеобразовательных программ
культурологической направленности
МБУК
«Муниципальное Участие в реализации общеобразовательных программ в
объединение библиотек г. части формирования читательской культуры детей,
Екатеринбурга»
родителей, педагогов
библиотека № 9
Детская хоровая школа №1 Участие в реализации общеобразовательных программ
художественно-эстетической направленности
Екатеринбургский
Совместная
реализация
музейно-образовательных
музейный центр Гамаюн
проектов
ГАУК СО Свердловский Участие в реализации общеобразовательных программ
областной краеведческий культурологической направленности
музей им. О.Е. Клера.
МАОУ СОШ № 43
Участие в реализации основной общеобразовательной
программы ДОУ в части физического, интеллектуального
и
личностного
развития
ребенка
на
основе
преемственности
ГАОУ ДПО «Институт Научно-методическое сопровождение Консультационная
развития образования»
поддержка
МБДОУ-детский
сад Научно-методическое сопровождение Консультационная
компенсирующего
вида поддержка
«Центр Радуга» ТМПК
5
ЭЛТИ-КУДИЦ УРАЛ
Научно-методическое сопровождение Консультационная
поддержка Обогащение ППРС
Работу по воспитанию, формированию и развитию личности воспитанников в
МБДОУ на основе преемственности по отношению к достижению воспитательных
целей начального общего образования. Работа в данном направлении проходит через
участие в образовательном проекте «Преемственность».
В МБДОУ внедрена система педагогического мониторинга индивидуального
развития воспитанников и разработан внутренний мониторинг качества образования.
Педагоги МБДОУ отводят мониторингу важную роль - изучение динамики изменения
индивидуальных интересов и образовательных потребностей детей. Результаты
мониторинга используются воспитателем, прежде всего для того, чтобы изменить свою
собственную деятельность, сделать ее более адекватной изменяющимся потребностям и
интересам детей.
В результате реализации образовательных проектов увеличена численность детей
и их родителей (законных представителей), вовлеченных в творческую, познавательную
и исследовательскую деятельность на 35-50%;
- успешная адаптация ребенка к микросреде (детского сада, школы, социального
окружения);
- улучшены показатели сформированности мыслительного, речевого творчества,
социально-эмоционального интеллекта на 35 %;
- позитивная социализация детей на этапе завершения дошкольного образования и
перехода в школьную среду за счёт участия МБДОУ в образовательном проекте
Кировского района «Преемственность» (до 100%);
- увеличена численность воспитанников, участвующих в мероприятиях различного
уровня (фестивали, конкурсы, проекты) и получивших поощрение в различных формах.
(2019 г – 20%, 2022 г. – 55%)
- повысилась численность родителей (законных представителей), удовлетворенных
условиями и качеством предоставляемых образовательных услуг (до 100%)
По результатам НОК проведенного по заказу Министерства образования и
молодежной политики Свердловской области, подтверждают положительную оценку
работы МБДОУ: интегральное значение в части показателей, характеризующих
критерий «Удовлетворенность условиями оказания услуг», составило в 2019 г - 86
баллов, а в 2022 г – 98,6 баллов.
Результаты независимой оценки
кчества
98,6
100
95
90
86
85
80
2019
2022
Проанализировав созданные условия по организации познавательной
деятельности в МБДОУ, прослеживается вовлеченность всех участников
образовательного процесса в совместную деятельность направленную на развитие детей
и обогащение развивающей предметно-пространственной среды, через участие в сетевых
пилотных площадках, участие в социальных проектах, акциях, творческих выставках,
конкурсах разных уровней, ориентированных на развитие познавательной деятельности.
Проведенный анализ созданных условий показал также и слабые стороны в этом
направлении.
6
Организация познавательной деятельности – сложный процесс, внутренние
характеристики которого скрыты в реальной образовательной деятельности. Достижения
нового уровня результатов невозможно без формирования предпосылок духовнонравственных качеств личности и основ финансовой культуры у дошкольников.
Для повышения качества образования и
активного взаимодействия всех
участников образовательных отношений
и социальных
партнёров в МБДОУ
необходимо совершенствовать цифровую образовательную среду.
Перспективы развития:
- совершенствование образовательного процесса, направленного на формирование
предпосылок духовно-нравственных качеств личности и основ финансовой культуры у
дошкольников путем внедрения современных образовательных технологий и методик
через участие в сетевых и инновационных проектах.
- внедрение эффективного педагогического инструментария формирования финансовой
грамотности детей и повышения личностной готовности и финансово-педагогической
компетентности педагога.
- создание единой цифровой среды для реализации управленческих, организационных и
образовательных задач.
2.2. Анализ реализации проекта «Детский сад возможностей: выбор всех и каждого»
Расширен спектр вариативных дополнительных образовательных программ,
ориентированных на потребности и интересы участников образовательных отношений и
определяют стратегии индивидуального развития в контексте позитивной социализации.
Созданы образовательные маршруты на каждого ребёнка с учётом его
потребностей, склонностям и интересам, что имеет особое значение применительно к
одарённым детям и детям с ограниченными особенностями здоровья.
Увеличено количество воспитанников от 2-х лет охваченных дополнительными
услугами через, внедрение образовательной программы «Мозаичный парк» и
«Воробушки» в рамках сетевой пилотной площадки.
- увеличилось количество родителей (законных представителей) воспитанников,
удовлетворённых вариативностью дополнительных образовательных услуг .
- расширен спектр платных ДОП ориентированных на потребности и интересы
участников образовательных отношений (увеличилось количество введенных ДОП (2019
г. – 2 программы, в 2022 г. – 4 программы). В 2021 году введены дополнительные
услуги для детей от 2 лет по «Логоритмике».
- увеличилось количество педагогов реализующих услуги ДОП образования и
прошедших курсы повышения квалификации.
В настоящее время предоставляются платные ДОП услуги по программам
«Вокал» от 3-7 лет, «Хореография» от 3-7 лет, «Игралочка» от 3-7 лет, «Логоритмика» от
2-4 лет.
Так, в 2019 г ДОПами было охвачено 30 % воспитанников, а в 2022 г охват
составил 63 % от общего количества воспитанников ДОУ, 1 ребенок посещает 2-3
программы).
Увеличение охвата воспитанников услугами ДОП
92%
100%
80%
52%
60%
40%
35%
43%
32%
28%
20%
0%
7
Вокал
Логоритмика
2019
Игралочка
2022
Хореография
С расширением количества предоставляемых услуг увеличились внебюджетные
поступления (в 2019 г. – 1,9%, а в 2022 г – 5,62%).
Повысилась мотивационная готовность и практическая ориентированность
педагога на инновационные процессы и использование современных образовательных
технологий. 100% педагогов прошли курсы повышения квалификации по выбранным им
направлениям, а также по работе с одарёнными детьми и детьми с ОВЗ.
Дополнительное образование даёт возможность каждому ребенку удовлетворить
свои индивидуальные познавательные, эстетические, творческие запросы, усиливает
вариативную составляющую дошкольного образования, способствует практическому
приложению знаний и навыков, полученных в ДОУ, стимулирует познавательную
мотивацию детей в условиях дополнительного образования дошкольники развивают
свой творческий потенциал, навыки адаптации к современному обществу и получают
возможность полноценной организации своего свободного времени.
В процессе проведения анализа было выявлено:
- Недостаточная заинтересованность и активность родителей (законных представителей)
в партнёрских отношениях с МБДОУ.
- Наличие потребности в расширении круга социальных партнеров для реализации
детско-взрослых
проектов,
направленных
на
познавательное,
творческое,
художественно-эстетическое развитие детей.
- Ограниченные возможности в предоставлении дополнительных образовательных услуг
в связи с отсутствием требуемых квалифицированных педагогов дополнительного
образования .
Перспективы развития
- Реализация проектов совместно с родителями (законными представителями),
социальными партнерами через сетевое взаимодействие.
- Расширение и стабильное функционирование социального партнёрства путём обмена
информацией для решения поставленных задач.
- Необходимо расширять спектр дополнительных образовательных услуг в соответствии
с запросами родителей.
2.3. Анализ проекта «Успешный педагог»
В МБДОУ № 332 функционирует 9 групп общеразвивающей направленности для
детей от 2 до 7 (8) лет. Образовательный процесс осуществляет 11 педагогов. Уровень
образования составляет: 6 педагогов (65%) - высшее образование, 5 педагогов (35%) средне - профессиональное образование. Стаж работы составляет: 3 педагога (27%) – до
5 лет; 4 педагога (36%) - от 5 до 10 лет; 3 педагога (27 %) - от 10 до 20 лет; 1 педагог (9
%) - более 20 лет.
Повышение уровня профессиональной и информационной компетентности
педагогов проводилось на основе содержательной модели методического
сопровождения, которая предусматривала использование активных и интерактивных
методов, технологий и форм работы, построения индивидуального образовательного
маршрута развития каждого педагога:
1 ступень «Школа новичка» - построение модели профессионального роста, основы
проектирования ОП, РП.
2 ступень «Школа специалиста» - психолого-педагогическое сопровождение педагогов.
3 ступень «Школа мастерства» - инновационная деятельность.
4 ступень «Школа мастера» - освоение методик, технологий обобщения,
распространения педагогического опыта.
5 ступень «Наставничество»
8
В результате реализации проекта «Успешный педагог» были получены
следующие результаты:
- увеличена численность педагогов с высокой потребностью в повышении своего
профессионального мастерства на 30% за счёт персонифицированного подхода к их
профессиональному развитию, вовлечения их в работу по профессиональному
самосовершенствованию, через организацию активных и увлекательных форм работы.
- увеличена численность педагогов, внедряющих в образовательный процесс
обновлённый учебно-методический комплект, направленный на развитие речевого,
мыслительного творчества, социально-эмоционального интеллекта, начал финансовоэкономической грамотности, становления ценностей здорового образа жизни детей
дошкольного возраста на 100%;
- увеличена численность педагогов-участников сетевого взаимодействия по
направлениям развития содержания образования, образовательных технологий,
информационных на 35%;
- увеличена численность педагогов, транслирующих свой опыт применения
образовательных технологий, в том числе, информационных.
- увеличена численность педагогов, испытывающих удовлетворение при взаимодействии
с коллегами, содействующих успеху друг друга, организовано наставничество (наставник
– стажёр) на основе разработанной программы «Путь к успеху».
Большинство педагогов в совершенстве владеют профессиональными функциями,
имеют проверенную на собственном опыте систему организации образовательного
процесса; вовлекают детей в образовательный процесс, постоянно отслеживают реальное
продвижение, успехи и трудности детей; вносят коррективы в работу.
- увеличена численность педагогов с ВКК и 1 КК.
в 2019 ВКК – 0 чел , 1КК -9 чел. СЗД – 0 чел., БК – 1 чел.
в 2022 г. ВКК – 3 чел., 1КК- 5 чел., СЗД – 2 чел., БК – 1 чел. (в аттестации ПР
прослеживается положительная динамика, коллектив на 30 % состоит из молодых
педагогов).
- увеличена численность педагогических работников, ставших победителями и
призерами конкурсов педагогического мастерства, методических разработок на 50%.
повысился интерес к участию в творческих конкурсах, конкурсах педагогического
мастерства,
- свой опыт работы педагоги публикуют в сети интернет на педагогических платформах,
сайте детского сада;
Распространяют педагогический опыт на районных и городских мероприятиях
2019 г РМО для педагогов Кировского района «Развитие речи детей старшего
дошкольного возраста посредствам технологии «Виммельбух»», 2020 г. РМО для
музыкальных руководителей Кировского района «Организация работы по развитию
песенного творчества у детей старшего дошкольного возраста с использованием методов
постановки проблем», 2021 г. ГМО для педагогического сообщества г. Екатеринбург –
«Современные педагогические технологии формирования у дошкольников интереса к
книге», 2022 г. РМО для педагогов Кировского района «Современные образовательные
технологии интеллектуального развития детей дошкольного возраста».
С целью активного включения в деятельность МБДОУ родителей (законных
представителей) педагоги имеют свои страницы на официальном сайте МБДОУ и в
«Вконтакте». Это дает возможность педагогу не только представить опыт своей работы,
рассказать о своих достижениях и успехах воспитанников, но и поделиться
методическими и практическими знаниями в области воспитания и развития детей
дошкольного возраста, а в условиях пандемии еще и представить варианты
непосредственной образовательной деятельности, фикультурных минуток, подвижных и
дидактических игр онлайн. В процессе реализации программы развития педагогои
приняли участи в реализации проекта «Родитель – онлайн», используя в своей работе
9
технологии ВКС (Webinar.ru, Вотсап), онлайн анкетирование. 1 педагог стал участником
городского проекта «Онлайн ДетСад».
В МБДОУ утвердились организационные формы обмена достижениями, коллектив представляет собой слаженную команду.
Квалификационные категории
педагогов
91%
100%
80%
46%
60%
40%
27%
18%
20%
0%
0%
ВКК
0%
1 КК
2019
СЗД
9% 9%
Динамика профессионального
развития педагогов
100%
90%
80%
70%
60%
50%
40%
30%
20%
10%
0%
90%
71%
37%
36%
45%
0%
45%
0
Без
категории
2022
2019
2022
Современные требования к качеству дошкольного образования требуют от
педагогов высокого уровня профессионально-педагогической компетентности.
В МБДОУ приходят новые педагоги, которые нуждаются в повышении
профессиональной квалификации и компетенции в соответствии с новыми
требованиями и инновационными технологиями.
Правильное управление персоналом и хорошая мотивация создают условия не
только для успешного достижения общей конечной цели ДОУ, но и для полной
трудовой отдачи всех педагогов, развития их творческой активности и удовлетворения
как физических, так и духовных потребностей.
У части педагогических работников недостаточный уровень профессиональных
компетенций по внедрению современных образовательных технологий, низкая
мотивация на прохождение процедуры аттестации на высшую квалификационную
категорию, сниженная мотивация к участию в конкурсах профессионального мастерства.
Не все педагоги владеют методами работы с цифровыми образовательными
технологиями.
Перспективы развития
Продолжить
работу
по
совершенствованию
профессиональной
и
информационной
компетентности
педагогов осуществляющейся
на основе
содержательной модели методического сопровождения, способствующей вовлекать
педагогов в инновационную профессиональную деятельность.
2.4. Анализ реализации проекта «ВСОКО: кластеры «Образовательная среда»,
«Образовательные результаты».
Реализация проекта деятельности строилась поэтапно:
- аналитико-проектировочный этап предусматривал формирование содержания,
разработку стратегии реализации комплекса мероприятий по основным видам работ;
- на технологическом этапе создавались условия и проводились основные мероприятия
проекта;
- на обобщающем этапе систематизировались полученные результаты.
Для проведения оценки качества образования в МБДОУ основным инструментом стали:
- «Шкалы для комплексной оценки качества образования в дошкольных
образовательных организациях» (международный инструмент ECERS-R) – шкала для
10
оценки качества образовательной среды, условий и взаимодействия педагога с детьми;
- система показателей оценки психолого-педагогических условий реализации ООП ДО
(разработана ФИРО).
В результате реализации проекта был обновлен инструментарий для проведения
педагогической диагностики (методики, технологии, способы сбора и хранения
аналитических данных и т.п.).
Что позволило получать объективную оценку ситуации и выявление ключевых
направлений непрерывного совершенствования деятельности образовательной системы дошкольной образовательной организации.
Администрация МБДОУ регулярно получает сведения об образовательных
условиях, выявленных проблемах.
Все участники образовательных отношений (педагоги, родители, представители
общественности) обеспечены необходимой информацией о качестве образования в
МБДОУ. Установлена обратная связь с участниками педагогического процесса.
На основе полученных результатов о качестве образования в МБДОУ составляется
прогноз дальнейшего развития образовательной системы - МБДОУ, определяется
алгоритм действий, принимаются управленческие решения.
Положительный эффект своевременного сбора и анализа информации в созданных базах
данных по кластерам «Образовательная среда», «Образовательные результаты», для
принятия обоснованных управленческих решений.
Специальными условиями проведения педагогической диагностики в МБДОУ стали:
- методики и педагогические технологии, знакомые педагогам;
- разработан инструментарий для фиксации, анализа и хранения полученных в ходе
мониторинга результатов, определяющих индивидуальное развитие ребенка, его
динамику по мере реализации ОП ДО (карты индивидуального развития ребёнка)
- подобран дидактический материал для проведения педагогической диагностики.
Применение понятной технологии оценивания, не затратной по времени, но объективной
по оценкам.
Перспективы развития:
- Поиск и выбор понятной технологии оценивания, не затратной по времени, но
объективной по оценкам.
- Совершенствование инструментария для проведения педагогической диагностики (методики, технологии, способы сбора и хранения аналитических данных и т.п.) не
затратной по времени, но объективной по оценкам.
Раздел 3
Концепция программы развития
3.1. Ключевые приоритеты Программы развития
Концепция развития в контексте реализации стратегии развития образования
представлена: миссией развития образовательной организации, видением модели
выпускника, педагога, образовательных технологий и образовательной программы,
имиджевой
характеристикой
образовательной
организации
для
формирования
корпоративной культуры и репутаций в социальном окружении.
Программа развития МБДОУ детский сад № 332 направлена на сохранение
позитивных достижений детского сада, внедрение современных педагогических технологий,
в том числе информационно-коммуникационных, обеспечение личностно-ориентированной
модели организации педагогического процесса, позволяющий ребенку успешно
адаптироваться и удачно реализовать себя в социуме, развитие его социальных компетенций
в условиях интеграции усилий семьи и детского сада.
Проблема качества дошкольного образования в последние годы приобрела не только
актуальный, но и значимый характер. В современных условиях реформирования
11
образования, ДОУ представляет собой открытую и развивающуюся систему. Основным
результатом ее жизнедеятельности должно стать успешное взаимодействие с социумом.
Ценность качества образовательного процесса для МБДОУ детский сад № 332
напрямую связана с ценностью ребенка. Построение образовательного процесса в
соответствии с индивидуальными потребностями и возможностями ребенка означает с
одной стороны – бережное отношение к ребенку (учитывает сильные стороны и потребности
каждого ребенка в эмоциональной, социальной, физической и когнитивной областях), с
другой стороны профессиональное создание оптимальных условий, необходимых для
создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного
возраста.
При актуализации положений стратегического направления Программы развития
ДОУ сделан акцент на развитии современных здоровьесберегающих, образовательных,
профессиональных,
информационно-коммуникационных
компетенций
субъектов
образовательных отношений. Новыми задачами реализации мероприятий по
здоровьесбережению определены такие, как междисциплинарное взаимодействие педагогов
ДОУ и социальных партнеров, создание и реализация модели сетевого взаимодействия.
Вместе с тем, преобразования означает исследовательский подход к достигнутым
результатам в деятельности детского сада, соответствие потребностям современного
информационного общества в максимальном развитии способностей ребенка.
В связи с этим, результатом образования, дошкольника должны стать
сформированные у ребенка целевые ориентиры дошкольного образования.
Таким образом, концептуальными направлениями развития деятельности МБДОУ
детский сад № 332 служат:
-обновление содержания: реализация парциальной программы по финансовому воспитанию
детей «Дети и денежные отношения»; использование инновационных педагогических
технологий, использование парциальных программ дополнительного образования;
организационное и научно-методическое обеспечение через сетевое взаимодействие с АНО
«Единство», ООО «Мобильное электронное образование»; социальное партнерство
организациями района, города с целью моделирования совместной деятельности с детьми
на основе организации проектной деятельности, использования средств информатизации в
образовательном процессе, направленной на формирование ключевых компетенций
дошкольников;
-внедрение и использование образовательных и здоровьесберегающих технологий, создание
интегрированного пространства;
-совершенствование стратегии и тактики построения развивающей предметнопространственной среды детского сада, способствующей самореализации ребенка в разных
видах деятельности;
-построение дифференцированной модели повышения профессионального уровня педагогов;
- будут задействованы все субъекты образовательного процесса, а также будут привлекаться
воспитательные ресурсы образовательного пространства микрорайона, района, города через
сплочение, объединение, укрепление связей между социокультурными учреждениями;
-укрепление материально-технической базы МБДОУ в соответствии с требованиями ФГОС
ДО к условиям реализации программы.
Участниками реализации Программы развития МБДОУ являются воспитанники в
возрасте от 3 до 8 лет, педагоги, специалисты, родители, представители разных
образовательных и социальных структур.
В основу реализации Программы развития положен современный программнопроектный метод. При этом выполнение стратегических целей и задач происходит в рамках
реализации программ по отдельным направлениям деятельности, каждая из которых
представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий, нацеленных на решение
проблем сферы образовательной деятельности.
Таким образом, миссия МБДОУ детский сад № 332 заключается в обеспечении
качественного дошкольного образования, своевременной помощи и поддержке детей на
основе выявления индивидуальных возможностей, в раскрытии их познавательных,
12
творческих, коммуникативных способностей во взаимодействии с семьей и другими
социальными партнерами по реализации основной общеобразовательной программы ДОУ.
3.2. Цель и задачи Программы развития
Цель:
совершенствование
образовательного
пространства
МБДОУ
обеспечивающего позитивную социализацию каждого ребенка с учетом запросов
личности, общества и государства.
Задачи:
1. Повышение качества образования через реализацию сетевых проектов, использования
современных цифровых технологий в инновационной деятельности МБДОУ.
2. Обеспечение доступности дошкольного образования и качественных условий,
обеспечивающих развитие творческой образовательной среды, реализацию комплекса
мер, направленных на поддержку и развитие дополнительного образования детей с
учётом потребностей субъектов образовательных отношений, возможностей
педагогического коллектива.
3. Расширение образовательного пространства на основе социального партнерства для
успешного развития и адаптации ребенка в современном мире.
Раздел 4
Стратегия и тактика реализации программы развития
Выполнение программы развития предполагает реализацию трех основных
направлений деятельности, представленных целевыми проектами. Данные проекты
имеют инновационную составляющую, проявляющуюся в целях, средствах, методах и
формах работы.
В рамках Программы развития будут реализованы три проекта (направления):
1. «Современный детский сад»
2. «Успех каждого ребёнка»
3. «Социальный калейдоскоп»
Проект «Современный детский сад»
Цель проекта: повышение качества образования через реализацию сетевых проектов,
использования современных цифровых технологий в инновационной деятельности МБДОУ
Задачи:
1. Внедрение в образовательную деятельность современных механизмов и технологий
дошкольного образования предполагающего развитие начал финансово-экономической
грамотности через реализацию программы Н. Кузнецовой «Дети и денежные
отношения», с применением механизмов сетевой формы реализации.
2. Создание цифровой образовательной среды через участие в сетевом образовательном
проекте «Мобильное Электронное Образование. Детский сад».
3. Освоение педагогами инновационных
технологий финансового воспитания
дошкольников и информационных технологий
способствующих повышению их
профессиональной компетентности.
4. Повышение уровня материально-технической базы и создание образовательной
инфраструктуры, отвечающей современным требованиям.
Целевые
группы,
на
которые Целевые
группы,
непосредственно
ориентирован проект
вовлеченные в реализацию проекта
Педагоги МБДОУ, воспитанники МБДОУ, Администрация
МБДОУ,
кураторы
родители
сетевых площадок
13
Проект «Успех каждого ребёнка»
Цель проекта: Обеспечение доступности дошкольного образования и качественных условий,
обеспечивающих развитие творческой образовательной среды, реализацию комплекса мер,
направленных на поддержку и развитие дополнительного образования детей с учётом
потребностей субъектов образовательных отношений, возможностей педагогического
коллектива.
Задачи:
1. Сформировать эффективная система выявления, поддержки и развития способностей и
талантов у детей, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной
на самоопределение всех воспитанников.
2. Расширить спектр вариативности и индивидуализации содержания образования в
МБДОУ для удовлетворения разнообразных интересов детей и их семей в сфере
образования.
3.Внедрить
механизмы
адресной
поддержки
педагогов
предоставляющих
дополнительное образование.
Целевые группы, на которые
ориентирован проект
Воспитанники МБДОУ
Целевые группы, непосредственно
вовлеченные в реализацию проекта
Педагоги МБДОУ, родители
воспитанников МБДОУ
Проект Социальный калейдоскоп»
Социальное партнерство и сотрудничество, обеспечивая степень открытости
образовательного учреждения, является важным механизмом повышения качества
образования.
Цель проекта: расширение образовательного пространства на основе социального партнерства
для успешного развития и адаптации ребенка в современном мире.
Задачи:
1. Расширение образовательного пространства детского сада на основе развития
социального партнерства с различными организациями для развития личности ребенка, его
социализации;
2. Поиск новых форм эффективного взаимодействия МБДОУ с социальными партнерами по
вопросам всестороннего развития детей дошкольного возраста, их способностей и
творческого потенциала;
3. Совершенствование профессиональной компетентности и общекультурного уровня
педагогических работников;
4. Приобщение родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение
наиболее эффективных форм работы.
Целевые группы, на которые
ориентирован проект
Воспитанники МБДОУ, педагоги МБДОУ
Целевые группы, непосредственно
вовлеченные в реализацию проекта
Педагоги МБДОУ, родители воспитанников
МБДОУ, социальные партнёры.
14
Задача
1
Повышение
качества
образования через
реализацию сетевых
проектов,
использования
современных
цифровых
технологий
в
инновационной
деятельности
МБДОУ
Результат
Показатель
Внедрена программа
«Дети и денежные
отношения»,
реализуемая в сетевом
взаимодействии
и
сотрудничестве с АНО
«Единство» в рамках
проекта
«Преемственность»
Доля
75
воспитанников
старшего
дошкольного
возраста с высоким
уровнем развития
по
финансовоэкономической
грамотности,
процент
Доля
75
воспитанников
принявших участие
в
конкурсах
и
мероприятиях
разного
уровня,
процент
Количество
2
возрастных групп
(5-6,
6-7(8),
подключенных
к
электронной
образовательной
системе
«МЭО.
Детский сад», шт
2023-2027
Доля оборудования, 100
обеспечивающая
развитие
познавательной
активности
и
финансовоэкономической
грамотности
воспитанников,
процент
2023-2027
Доля
групп 60
оснащённых
электронными
2023-2027
Создана
модель
цифровой
образовательной среды
через подключение к
электронной
образовательной
системе МЭО Детский
сад». Присвоен статус
инновационной
площадки МЭО.
Скорректирована
развивающая
предметнопространственная
среда обеспечивающая
развитие
познавательной
активности
и
финансовоэкономической
грамотности
воспитанников
Обеспечение МБДОУ
электронными
образовательными
15
Значение
Временной
показателя интервал
2023-2027
2023-2027
ресурсами
Педагоги
прошли
курсы
повышения
квалификации
по
программе
«Инновационные
технологии
финансового
воспитания
дошкольников»
и
«Развитие цифровой
грамотности педагогов.
Дошкольное
образование.
Цифровой
детский
сад».
2
Обеспечение
доступности
дошкольного
образования
и
качественных
условий,
обеспечивающих
развитие творческой
образовательной
среды, реализацию
комплекса
мер,
направленных
на
поддержку
и
развитие
дополнительного
образования детей с
учётом
Сформирована
эффективная система
выявления, поддержки
и
развития
способностей
и
талантов
у детей,
основанной
на
принципах
справедливости,
всеобщности
и
направленной
на
самоопределение всех
воспитанников.
образовательными
ресурсами
для
работы
в
электроннообразовательной
системе
МЭО.,
процент
Доля
педагогов, 80
повысивших
профессиональные
компетенции
по
программам,
процент
Доля
педагогов 80
участвующих
в
инновационных
процессах,
использующих
современные
образовательные
технологии,
процент
Доля
педагогов 60
принимающих
участие
в
конкурсах,
вебинарах, мастерклассах
организованных в
рамках
сетевого
взаимодействия,
процент
Обновлён
100
инструментарий
для
фиксации,
анализа и хранения
результатов,
определяющих
индивидуальное
развитие ребёнка,
его
динамику,
выявления,
способностей
и
талантов у детей.
процент
16
2023-2027
2023-2027
потребностей
субъектов
образовательных
отношений,
возможностей
педагогического
коллектива.
Расширен
спектр
вариативных
дополнительных
образовательных
программ
Доля
детей, 80
вовлеченных
в
систему поддержки
и
развития
способностей
и
талантов, процент
2023-2027
Доля детей от 2 80
лет,
охваченных
дополнительными
платными
услугами, процент
Доля
< на 30
внебюджетных
поступлений
увеличена, процент
3
Расширение
образовательного
пространства
на
основе социального
партнерства
для
успешного развития
и адаптации ребенка
Дети вовлечены в
конкурсные
мероприятия
нацеленные
на
повышение мотивации,
раскрытие и развитие
способностей
и
талантов у каждого
ребенка.
Разработана
модель
взаимодействия
педагогов и родителей
на основе вовлечения
семьи
в
единое
образовательное
пространство.
Доля
детей, 60
участвующих
в
конкурсных
мероприятиях
разного
уровня
процент
2023-2027
Доля
семей
вовлеченных
в
единое
образовательное
пространство.
процент;
2023-2027
Заключены договора и
составлены планы
совместной
деятельности с
социальными
партнерами:
МАОУ
СОШ № 43;
Количество
заключённых
договоров и
составленных
планов
совместной
деятельности
70
Доля
родителей 100
(законных
представителей)
удовлетворённых
качеством
предоставляемых
дополнительных
образовательных
услуг. Процент
17
6
с
2023-2027
в
современном МБУК библиотека №
мире.
9;
ЦК «Урал»; Детская
хоровая школа №1;
ЭЛТИ-КУДИЦ УРАЛ;
Екатеринбургский
музейный
центр
Гамаюн.
Внедрены
современные
механизмы и формы
взаимодействия через
информационнокоммуникационные
связи
между
партнерами МБДОУ
социальными
партнёрами, шт.
Доля
100
заинтересованных
социальных
партнёров
участвующих
в
совместных
мероприятиях,
процент
2023-2027
Доля
педагогов, 50
принявших
участие
в
общественной
жизни
социума,
через
участие
в
социальных
проектах, акциях,
творческих
выставках,
конкурсах,
спортивных
мероприятиях.
процент
Дети и их родители Доля
детей
и 70
(законные
родителей
представители)
(законных
вовлечены
в представителей)
творческую,
вовлеченных
в
познавательную
и творческую,
исследовательскую
познавательную и
деятельность
исследовательскую
деятельность.
процент
Результаты
Доля
родителей 100
образовательной
(законных
деятельности
представителей),
соответствуют
удовлетворённых
современным
условиями
и
социальным
качеством
требованиям
предоставляемых
образовательных
услуг. процент
2023-2027
Повысился интерес у
педагогов к участию в
совместных
мероприятиях:
социальных проектах,
акциях,
творческих
выставках, конкурсах,
спортивных
мероприятиях.
18
2023-2027
2023-2027
Задача
Задача 1
Повышение
качества
образования через
реализацию
сетевых проектов,
использования
современных
цифровых
технологий
в
инновационной
деятельности
МБДОУ
Раздел 5
Показатели эффективности программы развития
Наименование
Единица Текуще
Плановое значение
контрольного
измерен
е
показателя по годам
показателя
ия
значени реализации программы
показате
е
развития
ля
показат
2023-2027
еля
Мини
Макси
мальное
мальное
Увеличение доли
воспитанников
старшего
дошкольного
возраста
с
высоким уровнем
развития
по
финансовоэкономической
грамотности
Доля
воспитанников
принявших
участие
в
конкурсах
и
мероприятиях
разного уровня
Количество
возрастных групп
(5-6,
6-7(8),
подключенных к
электронной
образовательной
системе «МЭО.
Детский сад»
Увеличение доли
оборудования,
обеспечивающег
о
развитие
познавательной
активности
и
финансовоэкономической
грамотности
Целевой
ориентир
на 2027
год
процент
35
35
75
75
процент
35
35
75
75
штук
1
1
2
2
процент
40
40
100
100
19
Задача 2
Обеспечение
доступности
дошкольного
образования
и
качественных
условий,
обеспечивающих
развитие
творческой
образовательной
среды, реализацию
комплекса
мер,
направленных на
Увеличение доли
групп,
оснащённых
электронными
образовательным
и ресурсами для
работы
в
электроннообразовательной
системе МЭО.
процент
30
30
60
60
Увеличение доли
педагогов,
повысивших
профессиональн
ые компетенции
через программы
социального
партнерства
Увеличение доли
педагогов
участвующих в
инновационных
процессах,
использующих
современные
образовательные
технологии
Увеличение доли
педагогов
принимающих
участие
в
конкурсах,
вебинарах,
мастер-классах
организованных
в рамках сетевого
взаимодействия.
процент
30
30
80
80
процент
40
40
80
80
процент
20
20
60
60
Сформирован
инструментарий
для
фиксации,
анализа
и
хранения
результатов,
определяющих
индивидуальное
развитие
ребёнка,
его
динамику,
выявления,
способностей и
процент
50
50
100
100
20
поддержку
и
развитие
дополнительного
образования детей
с
учётом
потребностей
субъектов
образовательных
отношений,
возможностей
педагогического
коллектива.
талантов
детей.
у
Увеличение доли
детей,
вовлеченных в
систему
поддержки
и
развития
способностей и
талантов
Увеличение доли
детей от 2 лет,
охваченных
дополнительным
и
платными
услугами
Увеличен объём
внебюджетных
поступлений
в
общем
объёме
финансирования
учреждения
Доля
детей,
вовлеченных в
систему
поддержки
и
развития
способностей и
талантов у детей,
процент
Увеличение доли
семей
вовлеченных в
единое
образовательное
пространство.
Увеличение доли
родителей
(законных
представителей)
удовлетворённых
качеством
предоставляемых
дополнительных
образовательных
услуг.
процент
50
50
80
80
процент
60
60
80
80
процент
10
10
20
20
процент
40
40
60
60
процент
30
30
70
70
процент
80
80
100
100
21
Задача 3
Расширение
образовательного
пространства
на
основе
социального
партнерства
для
успешного
развития
и
адаптации ребенка
в
современном
мире.
Увеличение
количества
заключённых
договоров и
составленных
планов
совместной
деятельности
ДОУ с
социальными
партнёрами
шт
2
2
6
6
Увеличение доли процент
социальных
партнеров
участвующих в
совместных
мероприятиях с
ДОУ, процент
Увеличение доли Процент
педагогов ДОУ
принимающих
участие
в
совместных
мероприятиях с
социальными
партнёрами
Увеличение доли процент
воспитанников,
принявших
участие
в
социальных
проектах,
акциях,
творческих
выставках,
конкурсах,
спортивных
мероприятиях
разных уровней
20
20
60
60
20
20
50
50
20
20
50
50
Увеличение доли
родителей
(законных
представителей)
вовлеченных в
совместную
творческую,
познавательную
и
исследовательску
30
30
50
50
процент
22
ю деятельность.
Доля родителей
(законных
представителей),
удовлетворённых
условиями
и
качеством
предоставляемых
образовательных
услуг.
процент
80
80
100
100
Раздел 6
Финансовое обеспечение реализации программы развития
Наименование
мероприятия
Источники
финансирования
Затраты на реализацию задач,
тыс.руб
2023
2024 2025 2026 2027
Итоговые
затраты,
тыс.руб
Задача 1. Повышение качества образования через реализацию сетевых проектов, использования
современных цифровых технологий в инновационной деятельности МБДОУ
Реализация
Муниципальный
74
74
74
74
74
370
программы «Дети и
бюджет
денежные отношения»
в рамках проекта Внебюджетные
10
10
10
15
15
60
«Преемственность»
средства
(УМК)
Организация КПК по Муниципальный
0
0
0
0
0
0
программе «Дети и
бюджет
денежные отношения»
Внебюджетные
5
5
10
10
10
40
средства
Организация участия Муниципальный
0
0
0
0
0
0
педагогов в конкурсах,
бюджет
мастер-классах,
вебинарах
по Внебюджетные
0
0
0
0
0
0
реализации
средства
образовательного
проекта в рамках
сетевой площадки
Обогащение
Муниципальный
25
25
25
25
25
100
развивающей
бюджет
предметно
–
23
пространственной
среды по развитию
финансовоэкономической
грамотности
у
воспитанников.
Создание и реализация
«дорожной
карты»
совместной
инновационной
деятельности
с
учебно-методическим
центром
АНО
«Единство»
по
развитию у детей
финансовоэкономической
грамотности
Создание
банка
дидактических
и
методических
материалов
по
развитию финансовоэкономической
грамотности
у
воспитанников.
Подключение
к
интерактивной
образовательной
онлайн
платформе
«МЭО – детский сад»
Пополнение
материальнотехнической базы для
реализации цифровых
технологий
Организация КПК по
цифровизации
образовательного
процесса
Внебюджетные
средства
30
30
35
35
35
165
Муниципальный
бюджет
0
0
0
0
0
0
Внебюджетные
средства
0
0
0
0
0
0
Муниципальный
бюджет
0
0
0
0
0
0
Внебюджетные
средства
0
0
0
0
0
0
Муниципальный
бюджет
34
34
34
34
34
170
Внебюджетные
средства
Муниципальный
бюджет
5
5
5
5
5
25
10
10
15
15
15
65
Внебюджетные
средства
15
15
20
20
20
90
Муниципальный
бюджет
20
20
20
20
20
100
Внебюджетные
средства
Муниципальный
бюджет
Внебюджетные
средства
15
15
20
20
20
90
Организация
0
0
0
0
0
0
методического
сопровождения
в
0
0
0
0
0
0
области
экономического
и
технологического
образования
Задача 2. Обеспечение для детей в возрасте от 2 до 7 лет доступных для каждого и качественных
условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности путем
увеличения охвата дополнительным образованием, обновления содержания и методов
24
дополнительного образования детей, развития кадрового потенциала и модернизации
инфраструктуры системы дополнительного образования детей детского сада.
Разработка
Муниципальный
0
0
0
0
0
0
комплектов
бюджет
методических
материалов
для
педагогов
по
выявлению,
поддержки и развитию
способностей
и
Внебюджетные
0
0
0
0
0
0
талантов у детей,
средства
организации работы с
детьми с особыми
образовательными
потребностями
(с
одаренными детьми, с
детьми
с
инвалидностью и ОВЗ)
Обогащение
и
изменение
развивающей
предметнопространственной
среды в соответствии с
интересами
и
изменяющимися
потребностями детей.
Включение детей в
конкурсные
мероприятия
нацеленные
на
повышение мотивации
детей, раскрытие и
развитие способностей
и талантов у каждого
ребенка.
Муниципальный
бюджет
Внебюджетные
средства
Муниципальный
бюджет
0
0
0
0
0
0
Внебюджетные
средства
0
0
0
0
0
0
Участие
ДОУ
в
мероприятиях
Фестиваля детского и
юношеского
творчества
«Город
друзей»
Муниципальный
бюджет
0
0
0
0
0
0
Внебюджетные
средства
5
5
5
5
5
25
Организация и
проведение
семинаров,
Муниципальный
бюджет
0
0
0
0
0
0
25
практикумов,
Внебюджетные
0
0
0
0
0
0
мастер-классов с
средства
трансляцией
педагогического
опыта по
реализации
современных
образовательных
методик и
технологий.
Разработка
модели Муниципальный
0
0
0
0
0
0
взаимодействия
бюджет
педагогов и родителей
на основе вовлечения Внебюджетные
0
0
0
0
0
0
семьи
в
единое
средства
образовательное
пространство.
Организация
Муниципальный
0
0
0
0
0
0
совместных
бюджет
мероприятий (акции,
фестивали, проекты) с
Внебюджетные
0
0
0
0
0
0
родителями,
средства
законными
представителями
Задача 3. Расширение образовательного пространства на основе социального партнерства для
успешного развития и адаптации ребенка в современном мире.
Разработка анкет для Муниципальный
0
0
0
0
0
0
изучения
бюджет
образовательных
0
0
0
0
0
0
запросов родителей в Внебюджетные
средства
ДОУ
Налаживание
Муниципальный
0
0
0
0
0
0
коммуникационных
бюджет
связей
на
основе
0
0
0
0
0
0
анализа
интересов Внебюджетные
средства
родителей
и
социальных
партнеров через:
установление
контактов
по
электронной,
телефонной связи;
- взаимодействие с
партнерами
и
подготовка
документации:
договор, соглашение,
план взаимодействия,
проекты
приказов
(потенциальными
партнерами
ДОУ
26
могут стать МАОУ
СОШ № 43; МБУК
библиотека № 9; ЦК
«Урал»;
Детская
хоровая школа №1;
ЭЛТИ-КУДИЦ УРАЛ;
Екатеринбургский
музейный
центр
Гамаюн.
Организация
мероприятий
с
социальными
партнерами
по
воспитанию
подрастающего
поколения (конкурсы,
акции,
посещение
выставок, реализации
проектов)
Внедрение
интерактивных форм
работы с родителями:
детско-родительские
проекты,
мастерклассы
для
родителей, семейные
клубы.
Организация
информационной
интеграции
социальных
партнёров, педагогов и
родителей
через
социальные
сети, платформы
(в
ВКонтакте,
Теlegram).
Анализ
результативности
эффективности
совместной
деятельности,
прогнозирование
перспектив
взаимодействия.
и
Муниципальный
бюджет
Внебюджетные
средства
0
0
0
0
0
0
5
5
5
5
5
25
Муниципальный
бюджет
0
0
0
0
0
0
Внебюджетные
средства
5
5
5
5
5
25
Муниципальный
бюджет
0
0
0
0
0
0
Внебюджетные
средства
0
0
0
0
0
0
Муниципальный
бюджет
0
0
0
0
0
0
Внебюджетные
средства
0
0
0
0
0
0
27
Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)