1.1 Пояснительная записка.
Направленность данной программы: социально-гуманитарная.
В основу авторской парциальной образовательной программы математического развития
дошкольников «Игралочка» (далее – программа «Игралочка») положены концептуальные идеи
непрерывности и преемственности дошкольного и начального общего образования,
представленные в образовательной системе Л.Г. Петерсон. Программа «Игралочка»
разрабатывалась с уважением к классической педагогике и психологии и одновременно – с
опорой на новейшие достижения мировой науки о дошкольном детстве и общие законы
организации и развития любой деятельности, разработанные ведущими российскими
методологами в последние десятилетия.
Созданием данной образовательной программы послужил социальный запрос родителей.
Интеллектуальная готовность ребенка (наряду с эмоциональной психологической готовностью)
является приоритетной для успешного обучения в школе, успешного взаимодействия со
сверстниками и взрослыми.
Нормативно – правовой базой для составления данной программы являются следующие
документы:
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации»;
Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
дошкольного
образования(Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
17 октября 2013 года №1155);
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от 28.09.2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20
"Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи".
Постановление Правительства Российской Федерации 15.08 2013 года№706 «Об
утверждении Правил оказания платных образовательных услуг»
Приказ Минобразования России от10.07 2003 года № 2994 «Об утверждении
Примерной формы договора об оказании платных образовательных услуг в сфере
общего образования»
Устав МБДОУ детский сад № 332.
Введение государственного образовательного стандартного открывает возможность грамотно и
творчески использовать различные образовательные программы . В нашем детском саду
реализуется
программа
«Игралочка»
Л.Г..
Петерсон
Е.Е.
Кочемасова.
Многолетний опыт работы показывает, что для эффективного обучения детей важно
сформировать у них познавательный интерес, желание и привычку думать, стремление узнать
что-то новое. Важно научить их общаться со сверстниками и взрослыми, включаться в
совместную игровую и общественно-полезную деятельность и т.д. Поэтому основными
задачами математического развития дошкольников в программе «Игралочка» являются:
1) формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных
интересов,
радость
творчества;
2)увеличение
объема
внимания
и
памяти;
3) формирование приемов умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение,
классификация,
аналогия);
4)
развитие
вариативного
мышления,
фантазии,
творческих
способностей;
5) развитие речи, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие
умозаключения;
6) выработка умения целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные
отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих;
7) формирование обще учебных умений и навыков (умения обдумывать и планировать свои
действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами, проверять результат
своих
действий
и
т.д.).
Решение этих задач в полной мере соответствует достижению целевых ориентиров на этапе
завершения дошкольного образования, обозначенных в ФГОС ДО, а именно:
ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу
и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательноисследовательской деятельности, конструировании и др.;
ребенок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных
играх;
способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и
радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в
себя, старается разрешать конфликты;
ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах
деятельности, и прежде всего в игре;
ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации,
умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам.
В процессе ознакомления детей с разными областями математической действительности: с
количеством и счетом, измерением и сравнением величин, пространственными и временными
ориентировками. Новое здание не даются детям в готовом виде, оно постигается ими путем
самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков. Таким образом,
математика входит в жизнь детей как «открытие» закономерных связей и отношений
окружающего мира. Поэтому занятия по сути являются системой дидактических игр, в
процессе которых дети исследуют проблемные ситуации, выявляют существенные признаки и
отношения, соревнуются, делают «открытия». В ходе этих игр и осуществляется личностно
ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком и детей между собой, их общение в
парах, в группах. Дети не замечают, что идет обучение - они перемещаются по комнате,
работают с игрушками, картинками, мячами, кубиками LEGO... Вся система организации
занятий восприниматься ребенком как естественное продолжение его игровой деятельности.
Насыщенность учебного материала игровыми заданиями и определила название пособия «Игралочка».
Уровень специально организованных ситуаций, которые проживают дети, постепенно
изменяется: от действий с конкретными предметами они переходят к действиям с
графическими моделями исследуемых объектов, приобретают опыт знакового фиксирования и
выражения в речи наблюдаемых свойств и закономерностей, увеличивается степень
самостоятельности детей. Поэтому по-разному называются и части курса: для младших
дошкольников (части 1 и 2) они носят название «Игралочка», а для старших дошкольников
(части 3 и 4) — «Игралочка — ступенька к школе».
Отличительные особенности Программы «Игралочка»
В программу включён материал разной степени сложности: от небольшого минимума – до
возможного максимума, что даёт возможность каждому ребенку продвигаться своим темпом и
с постоянным успехом.
Большое внимание в программе уделяется развитию вариативного и образного мышления,
творческих способностей детей, развитию логического мышления.
Включение в программу игровых упражнений по укреплению психосоматического и
психофизиологического здоровья детей, традиционных и нетрадиционных методов совместной
деятельности, направленных на интеллектуальное развитие и не используемых в основных
образовательных программах, также считаем отличительной чертой данной образовательной
программы.
Новизна программы в том, что занятия направлены на выявление в каждом ребенке его
индивидуальных особенностей, склонностей задатков в различных сферах деятельности
(интеллектуальной, творческой). Основное внимание уделяется развитию выявленных ресурсов
и реализации внутреннего потенциала каждого ребенка.
Адресат программы
Программа ориентирована на детей дошкольного возраста (3 – 7лет).
Объем учебного времени для каждой возрастной категории, согласно рекомендуемому режиму
СП 2.4. 3648-20.
Форма обучения — очная.
Оптимальная наполняемость группы – 15 человек, допустимая – 20 человек.
Состав группы постоянный.
1.2. Цель и задачи программы.
Цель программы: создание условий для накопления каждым ребенком опыта деятельности и
общения в процессе освоения математических способов познания действительности.
Так, приоритетными задачами в программе «Игралочка» являются
развитие:
• логико-математических представлений (элементарных представлений о математических
свойствах и отношениях предметов, величинах, числах, геометрических формах, зависимостях
и закономерностях);
• мыслительных операций и логических способов познания математических свойств и
отношений (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, абстрагирование, сериация,
конкретизация, аналогия);
• сенсорных процессов и способов познания математических свойств и отношений
(обследование, группировка, упорядочение, разбиение);
• любознательности, активности и инициативности в различных видах деятельности
(познавательно-исследовательской деятельности, игре, общении и др.);
• находчивости, смекалки, сообразительности, стремления к поиску нестандартных решений
задач;
• вариативного мышления, воображения, творческих способностей;
• мелкой моторики;
ознакомление:
• с математическими способами познания действительности (счет, измерение, простейшие
вычисления);
• с экспериментально-исследовательскими способами познания математического содержания
(экспериментирование, моделирование и др.);
формирование опыта:
• аргументации своих высказываний, построения простейших умозаключений;
• работы по правилу и образцу;
• фиксации затруднения в деятельности, выявления его причины;
• выбора способов преодоления затруднения;
• постановки учебной (познавательной) задачи, планирования своих действий;
• проверки результатов своих действий, исправления ошибок;
воспитание:
• нравственно-волевых качеств личности (произвольность поведения, умение целенаправленно
владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со взрослыми и
сверстниками, договариваться, уважать интересы и чувства других);
• положительного отношения к миру, другим людям и самому себе.
Перечисленные задачи усложняются из года в год, при этом они повторяются на каждой
возрастной ступени, поскольку развитие перечисленных выше мыслительных операций,
навыков, умений и, особенно опыта выполнения универсальных действий – это длительный
процесс, требующей от педагога кропотливой работы в течение нескольких лет.
1.3.Принципы построения Программы
Среди основных принципов к построению
программы «Игралочка» авторы
выделяют принципы гуманизации и гуманитаризации образования, приоритета развивающей
функции в обучении математике.
Исходя из принципов гуманизации и гуманитаризации образования, содержание в
программе «Игралочка» ориентировано на личность ребенка, и выражается, условно говоря,
тезисом «не ребенок для математики, а математика для ребенка».
Принцип приоритета развивающей функции в обучении математике предполагает не столько
собственно математическое образование, в узком смысле слова, сколько образование и
развитие с помощью математики. Одним из наиболее значимых отличий дошкольного
образования от следующих уровней – начального и основного общего образования –
заключается в том, что развитие ребенка дошкольного возраста осуществляется не в учебной
деятельности, а через различные виды детской деятельности. Именно поэтому программа
«Игралочка» строится на оптимальных для дошкольников формах организации детских
видов деятельности, таких как игровые ситуации, игры с правилами (дидактические,
подвижные), беседы, решение проблемных ситуаций, моделирование, экспериментирование
и др. Игра, общение, познавательно-исследовательская деятельность пронизывают все
разделы данной парциальной программы, отсюда и ее название: «Игралочка».
Основой организации работы с детьми в данной программе является следующая система
дидактических принципов:
Создаётся образовательная среда, обеспечивающая снятие всех стрессообразующих
факторов учебного процесса (принцип психологической комфортности).
Новое знание вводится не в готовом виде, а через самостоятельное «открытие» его
детьми (принцип деятельности).
Обеспечивает возможность продвижения каждого ребёнка своим темпом (принцип
минимакса).
При введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями
окружающего мира (принцип целостного представления о мире).
У
детей формируется умение осуществлять собственный выбор и
им систематически предоставляется возможность выбора (принципавариативности).
Процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта
творческой деятельности (принцип творчества).
Обеспечиваются преемственные связи между всеми ступенями обучения (принцип
непрерывности).
Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах
организации развивающего обучения и обеспечивают решение задач интеллектуального и
личностного развития детей.
1.4. Возрастные особенности и динамика формирования элементарных математических
представлений
Младший дошкольный возраст 3-4 года
Первоначальные представления детей о совокупностях, состоящих из однородных и
разнородных предметов, формируются в детской практической и игровой деятельности.
Восприятию множественности предметов, явлений способствует все окружение ребенка:
множество предметов, окружающих ребенка; множество людей, знакомых и незнакомых;
множество звуков и т.д. К концу третьего года жизни дети овладевают умением
дифференцировать множества (предметные совокупности, а также множества звуков). При
относительно раннем практическом уровне умения различать совокупности с контрастной
численностью элементов множества слова «один», «мало» появляются в активном словаре
детей позже, чем слово «много». Для детей четвертого года жизни главным становится
восприятие границ множества, что ослабляет восприятие отдельных элементов. Детям еще
трудно абстрагироваться от качественных признаков предметов (размер, форма, цвет) и их
пространственного расположения. Восприятие детьми количества зависит от способа
расположения предметов. Отдельные элементы множества воспринимаются легче, когда они
расположены в ряд, однако при таком расположении детям пока еще трудно увидеть границы
множества. Поэтому обучение счету идет продуктивнее, когда предметы расположены в ряд, а с
целью выделения границы множества воспитатель вводит «обобщающий жест». В младшем
возрасте дети начинают осваивать счет. Это сложный и длительный процесс, так как счет как
деятельность состоит из ряда компонентов: называние слов-числительных по порядку,
соотнесение их с предметами (взаимно однозначно), определение итогового числа. Постепенно
у детей формируется слуховой образ натурального ряда (слова-числительные выстраиваются в
ряд, называясь по порядку). Осознание итогового значения числа приводит не только к умению
отвечать на вопрос «сколько?», но и сравнивать множества и числа на наглядной основе.
Восприятие и мышление ребенка перестраиваются, вырабатывается осознание принципа
сохранения количества. У них вырабатывается умение видеть одно и то же количество
независимо от внешних несущественных признаков; дети начинают понимать, что одно и то же
количество может быть представлено из разных объектов, отличаться размером занимаемой
площади, расположением. Вначале ребенок называет числительные, дотрагиваясь до каждого
предмета рукой, и завершает счет обобщающим жестом. Постепенно движения рук заменяются
движением глаз, отпадает необходимость делать обобщающий жест, голос заменяется шепотом,
а потом молчанием – все переходит в умственную работу.
В 4–5 лет дети усваивают последовательность и наименования числительных, точно
соотносят числительное с каждым множеством предметов, усваивают значение названного при
счете последнего числа как итогового. К младшему возрасту дети различают размеры многих
знакомых предметов. В словарном запасе обычно присутствуют слова «большой – маленький».
Однако величина предметов воспринимается недифференцированно, малыши ориентируются
лишь на объем предмета, не выделяя длину, ширину, высоту. Часто отсутствуют термины,
характеризующие различные параметры величины: длинный – короткий; широкий – узкий;
высокий – низкий и др. Обычно слово «размер» не используется детьми. На четвертом году
жизни дети начинают выделять формы как существенные признаки предметов. Они узнают
предметы по форме (выделяют форму как существенный признак), знакомятся с эталонами
(распознают геометрические фигуры и некоторые их свойства). Познание формы предмета
осуществляется на основе зрения, осязательно-двигательного восприятия, называния словом.
Совместная работа всех анализаторов способствует более точному восприятию формы
предметов. Младшие дошкольники легче воспринимают объемные формы. На пятом году
жизни дети более дифференцированно подходят к выбору предмета по разным параметрам
величины, если эти признаки ярко выражены. Наиболее успешно выделяют нужную величину
при сравнении двух предметов. Длина и ширина воспринимаются легче, чем высота. Слова
«величина» и «размер» еще непонятны детям, так как они их редко слышат. Младший
дошкольный возраст – период начала освоения словесной системы отсчета по основным
пространственным направлениям. Дети ориентируются на основе так называемой чувственной
системы отсчета, т. е. по сторонам собственного тела. На основе знания своего тела
(ориентировки «на себе») становится возможна ориентировка «от себя»: умение правильно
показывать и называть направление, двигаться в нужную сторону, указывать положение
предмета относительно себя. Различные направления ребенок, прежде всего, соотносит с
определенными частями собственного тела: вверху – там, где голова; внизу – там, где ноги;
впереди – там, где лицо; позади – там, где спина, и т.д. Ориентировка на своем теле служит
опорой в освоении ребенком пространственных направлений. В младшем возрасте дети легче
ориентируются в замкнутом небольшом пространстве или на ограниченной плоскости, им
труднее сориентироваться в движении, чем в статичном положении. Наиболее доступными,
первоначальными речевыми выражениями категории времени являются нерасчлененные
временные отношения (сначала, потом, раньше, позже, давно, скоро). В повседневной жизни у
детей рано складываются более или менее определенные представления о реальной
продолжительности таких промежутков времени, как утро, день, вечер, ночь. В процессе
организованной образовательной деятельности эти знания углубляются и расширяются.
Представления о последовательности частей суток дополняются знакомством со значением
слов «вчера, сегодня, завтра».
Старший дошкольный возраст
В старшем дошкольном возрасте при грамотной организации образовательного процесса дети
овладевают умением относить единицу не только к отдельному предмету, но и к группе
предметов. Это является основой для понимания десятичной системы исчисления.
Представление о числах, их последовательности, отношениях, месте в натуральном ряду
формируется у детей дошкольного возраста под влиянием счета и измерения. При овладении
измерением дети пользуются подсчетом условных мерок, дают количественную
характеристику величине. Это углубляет и расширяет представление о числе, раскрывает
отношение «часть и целое». При специально организованных образовательных ситуациях
приходит умение составлять и решать арифметические задачи. Это играет большую роль в
развитии логического мышления и начальных представлений о математических методах
исследования реального мира. Однако без специальной работы дети воспринимают
арифметические задачи как рассказ или загадку, не осознают структуру задачи (условие,
вопрос), не понимают взаимосвязи числовых данных, смысла вопроса. В старшем дошкольном
возрасте дети учатся определять форму предметов и их частей, составлять из геометрических
фигур модели различных предметов, выявлять свойства, связи и отношения геометрических
фигур. На шестом году дети могут дифференцировать разные параметры величины предметов,
понимают трехмерность пространства. Развивается глазомер в процессе сравнения размеров
предметов: на глаз, способами приложения и наложения, при помощи мерки, измерения.
Практическая и игровая деятельность детей, хозяйственная деятельность взрослых являются
основой для ознакомления дошкольников с простейшими способами измерения. Складываются
благоприятные условия для обучения измерению: развитие сенсорики, развитие мелкой
моторики, координация движений, согласование движений и слов, владение понятием
величины и необходимыми терминами, владение счетом, понимание отношения «часть и
целое». В процессе обучения дети усваивают значение предлогов и наречений, отражающих
пространственные отношения. Дети учатся ориентироваться относительно другого человека.
При этом в начале работы ребенок проверяет свой ответ практически, а затем приобретает
умение мысленно представлять себя на месте другого человека или куклы. Дети старшего
дошкольного возраста уже активно пользуются временными наречиями. Лучше усваиваются
наречия, обозначающие скорость (быстро, медленно), хуже – длительность и
последовательность. Новым для детей становится усвоение последовательности дней недели,
месяцев в году.
1.5. Ожидаемые результаты
К концу обучения по программе «Игралочка» основным результатом должно стать
продвижение детей в развитии познавательных процессов (внимание, память, речь, фантазия,
воображение), мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация,
аналогия), познавательного интереса, деятельностных способностей (исполнение правил игры,
преобразование на основе понимания причины затруднения, самоконтроль), в общении (умение
выполнять задачу вместе сдругими детьми) и коммуникации (опыт изложения своей позиции,
понимания, согласования на основе сравнения с образцом).
К завершению первого года обучения по программе (обычно к 4 годам)
Ребенок: • умеет считать до 3, отсчитывать 3 предмета от большего количества;
• умеет узнавать и называть круг, треугольник, шар; находить в окружающей обстановке
предметы, сходные по форме;
• умеет сравнивать по высоте и длине путем приложения и наложения;
• различает пространственные отношения от себя: впереди – сзади, вверху – внизу, справа –
слева.
К завершению второго года обучения по программе (обычно к 5 годам)
Ребенок: • умеет считать в пределах 8, отсчитывать 8 предметов от большего количества,
•
•
•
•
•
•
соотносить запись чисел 1-8 с количеством предметов; умеет находить место предмета в ряду,
отвечать на вопрос: «На котором месте справа (слева)?»; умеет располагать числа по порядку от
1 до 8;
• умеет узнавать и называть квадрат, прямоугольник, овал; находить в окружающей обстановке
предметы, сходные по форме;
• умеет непосредственно сравнивать предметы по длине, ширине, высоте, толщине;
раскладывать до 5 предметов в возрастающем порядке, выражать в речи соотношение между
ними;
• умеет определять направление движения от себя (вверх, вниз, вперед, назад, направо, налево);
показывает правую и левую руки; называет части суток, устанавливает их последовательность.
К завершению третьего года обучения по программе (обычно к 6 годам) Ребенок:
Ребенок:
умеет считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке, правильно пользоваться
порядковыми и количественными числительными; соотносит запись чисел 1-10 с
количеством предметов;
умеет сравнивать группы предметов по количеству на основе составления пар, при сравнении
пользоваться знаками =, ≠, >, <, отвечать на вопрос: «На сколько больше?»; сравнивать числа
на основании знания свойств числового ряда;
умеет складывать и вычитать, опираясь на наглядность, числа в пределах
5;
умеет составлять простые (в одно действие) задачи по картинкам,
отвечать на вопросы: «Что в задаче известно?», «Что нужно найти?», решать задачи в пределах
5;
умеет измерять длину предметов с помощью мерки и выражать в речи зависимость
результата измерения величин от величины мерки;
умеет выражать словами местонахождение предмета относительно другого человека; умеет
ориентироваться на листе бумаги.
К завершению четвертого года обучения по программе (обычно к 7 годам)
Ребенок:
•
умеет называть для каждого числа в пределах 10 предыдущее и последующее числа,
обозначать числа 1-10 с помощью групп предметов и точек, а также с помощью цифр, печатая
их в клетках;
•
умеет определять на основе предметных действий состав чисел первого десятка;
•
умеет использовать числовой отрезок для присчитывания и отсчитывания одной или
нескольких единиц;
•
умеет пользоваться линейкой для измерения длины;
•
умеет ориентироваться на листе бумаги в клетку, ориентироваться в пространстве с
помощью плана;
•
умеет в простейших случаях пользоваться часами.
Представленные выше планируемые результаты касаются исключительно успешности освоения
детьми содержания программы «Игралочка».
Что же касается педагогической диагностики развития личностных качеств ребенка, авторы
рекомендуют использовать методики, представленные в пособии «Система мониторинга
достижения детьми планируемых результатов освоения основной общеобразовательной
программы «Мир открытий» (Тимофеева Е.В., Некрасова А.А. и др.)
2.Содержательный раздел
ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ (ВТОРАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА)
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ
Сравнение предметов и групп предметов
•
развивать умение выделять и выражать в речи признаки сходства и различия предметов
по цвету, форме, размеру;
•
развивать умение устанавливать равночисленность групп предметов путем составления
пар; выражать словами, каких предметов больше (меньше), каких поровну;
•
формировать умение в простейших случаях находить общий признак группы, состоящей
из 3-4 предметов; находить «лишний» предмет.
Количество и счет
•
познакомить с понятиями «один» и «много», развивать умение находить в окружающей
обстановке много предметов и один предмет;
•
развивать умение уравнивать группы предметов двумя способами: либо убирая от
большей, либо прибавляя к меньшей группе;
•
формировать представление об образовании следующего числа путем прибавления
единицы;
•
развивать умение считать в пределах 3 в прямом порядке (и в больших пределах – в
зависимости от успехов детей группы), при пересчете согласовывать в роде, числе и падеже
существительное с числительным (два апельсина, две груши, одно яблоко) и относить
последнее числительное ко всей группе;
•
формировать умение отсчитывать предметы из большего количества по образцу и
названному числу (в пределах трех);
•
развивать умение соотносить запись чисел 1, 2, 3 с количеством предметов.
Величины
•
развивать умение узнавать и называть размер предмета (самый большой, поменьше,
самый маленький); определять величину предметов контрастных размеров (большой –
маленький, длинный – короткий, высокий – низкий, широкий – узкий);
•
формировать умение при сравнении двух предметов соизмерять один предмет с другим
по заданному признаку величины (длине), пользуясь приемами наложения и приложения.
Геометрические формы
•
развивать умение узнавать и называть круг, треугольник, шар; обследовать форму этих
фигур, используя зрение и осязание; совершенствовать умение находить эти формы в
окружающих предметах.
Пространственно-временные представления
•
развивать умение ориентироваться в расположении частей своего тела и в соответствии с
ними различать пространственные направления от себя:
вверху – внизу, впереди – сзади, справа – слева; учить различать правую и левую руку;
•
формировать умение в простейших случаях устанавливать последовательность событий,
различать части суток: утро – день – вечер – ночь.
ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ (СРЕДНЯЯ ГРУППА)
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ
Сравнение предметов и групп предметов
•
совершенствовать умение выделять признаки сходства и различия предметов,
объединять предметы в группу по общему признаку, выделять части группы, находить
«лишние» элементы, выделять в речи признаки сходства и различия предметов по цвету,
размеру, форме;
•
развивать умение сравнивать группы, содержащие 8 предметов, на основе составления
пар, выражать словами, каких предметов поровну, каких больше (меньше);
•
развивать умение изображать графически «столько же» предметов, сколько в заданной
группе, содержащей до 8 предметов;
•
формировать представление о сохранении количества.
Количество и счет
•
формировать умение считать в пределах 8 (и в больших пределах в зависимости от
успехов детей группы); совершенствовать умение при пересчете согласовывать в роде и падеже
существительное с числительным и относить последнее числительное ко всей пересчитанной
группе;
•
развивать умение соотносить запись чисел 1-8 с количеством и порядком; сравнивать,
опираясь на наглядность, рядом стоящие числа в пределах 8;
•
тренировать умение отсчитывать предметы из большего количества по образцу и
названному числу;
•
формировать представление о числовом ряде; о порядковом счете.
Величины
•
развивать умение непосредственно сравнивать предметы по длине, ширине, высоте,
толщине; раскладывать до 5 предметов в возрастающем порядке, выражать в речи соотношение
между ними.
Геометрические формы
•
формировать представления о плоских геометрических фигурах: квадрате,
прямоугольнике, овале и объемных фигурах: цилиндре, конусе, призме, пирамиде; развивать
умение находить в окружающей обстановке предметы, сходные по форме.
Пространственно-временные представления
•
развивать умение устанавливать пространственно-временные отношения (впереди –
сзади – между, справа – слева, вверху – внизу, раньше – позже и т.д.); совершенствовать умение
двигаться в указанном направлении, определять положение того или иного предмета в комнате
по отношению к себе;
•
формировать представление о плане-карте, учить ориентироваться по элементарному
плану;
•
расширять представления детей о частях суток, развивать умение устанавливать их
последовательность.
ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ (СТАРШАЯ ГРУППА)
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ
Сравнение предметов и групп предметов
•
совершенствовать умение выделять совокупности (группы) предметов или фигур,
обладающих общим свойством, выделять и выражать в речи признаки сходства и различия
отдельных предметов и совокупностей; формировать умение разбивать совокупности
предметов на части по какому- либо признаку;
•
развивать умение объединять группы предметов, выделять часть, устанавливать
взаимосвязь между частью и целым;
•
развивать умение обозначать свойства фигур с помощью знаков (символов);
•
формировать представление о таблице, строке и столбце;
•
формировать представление о равных и неравных группах предметов; развивать умение
устанавливать равенство и неравенство групп предметов путем составления пар и фиксировать
результат сравнения с помощью знаков =, ≠.
Количество и счет
•
развивать умение считать в пределах 10 (и в больших пределах в зависимости от успехов
детей группы) в прямом и обратном порядке, правильно пользоваться порядковыми и
количественными числительными;
•
формировать представление о числе 0, познакомить с цифрой 0, формировать умение
соотносить цифру 0 с ситуацией отсутствия предметов;
•
развивать умение соотносить число (в пределах 10) с количеством предметов;
•
формировать представления о сложении и вычитании совокупностей предметов,
развивать умение использовать для записи сложения и вычитания знаки + и –;
•
развивать умение сравнивать, складывать и вычитать, опираясь на наглядность, числа в
пределах 10;
•
развивать умение сравнивать группы предметов по количеству на основе составления
пар, при сравнении пользоваться знаками =, ≠, >, <, отвечать на вопрос: «На сколько больше?»;
•
развивать умение составлять простейшие (в одно действие) задачи по картинкам и
решать задачи на сложение и вычитание в пределах 10.
Величины
•
развивать умение измерять длину, высоту предметов с помощью условной мерки;
•
формировать представление о непосредственном сравнении сосудов по объему
(вместимости); об измерении объема сосудов с помощью мерки.
Геометрические формы
•
расширять и уточнять представления о геометрических фигурах: плоских
–
квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, овал; объемных – шар, куб, цилиндр, конус,
призма, пирамида; закреплять умение узнавать и называть эти фигуры, находить сходные
формы в окружающей обстановке;
•
формировать представление о различии между плоскими и объемными геометрическими
фигурами и об элементах этих фигур.
Пространственно-временные представления
•
развивать умение выражать словами местонахождение предмета, ориентироваться на
листе бумаги (вверху, внизу, справа, слева, в верхнем правом (в нижнем левом) углу,
посередине, внутри, снаружи.);
•
закреплять умение определять положение того или иного предмета не только по
отношению к себе, но и к другому предмету, двигаться в заданном направлении;
•
совершенствовать умение называть части суток (день – ночь, утро –
вечер), последовательность дней в неделе.
ЧЕТВЕРТЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ (ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА)
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ
Сравнение предметов и групп предметов
•
закреплять умение объединять группы предметов, выделять часть, устанавливать
взаимосвязь между частью и целым;
•
совершенствовать умение
обозначать свойства
фигур с помощью знаков
(символов); пользоваться таблицей.
Количество и счет
•
развивать умение называть для каждого числа в пределах 10 предыдущее и последующее
числа, сравнивать рядом стоящие числа;
•
совершенствовать умение сравнивать числа, записывать результат сравнения с помощью
знаков = и ≠, < и >, устанавливать, на сколько одно число больше или меньше другого;
•
формировать представление о составе чисел первого десятка из двух меньших;
•
формировать умение обозначать числа от 1 до 10 с помощью групп предметов и точек, а
также цифрами, печатая их в клетках;
•
формировать начальное представление о числовом отрезке;
•
формировать умение обозначать числа точками на отрезке прямой;
•
совершенствовать умение решать простые (в одно действие) задачи на сложение и
вычитание с использованием наглядного материала.
Величины
•
совершенствовать умение измерять длину, высоту, ширину, а также объем (вместимость)
с помощью условной мерки;
•
познакомить со способами сравнения по площади и массе и способами их измерения с
помощью условной мерки;
•
формировать представление
о
необходимости
единой
мерки при
сравнении величин;
•
знакомить с
некоторыми общепринятыми
единицами измерения
некоторых величин (сантиметр, литр, килограмм).
Геометрические формы
•
развивать умение узнавать и называть многоугольник, параллелепипед (коробку),
цилиндр, конус, пирамиду; находить в окружающей обстановке предметы, сходные по форме;
•
формировать начальные представления о точке, прямой и кривой линии, луче, отрезке,
многоугольнике, о замкнутых и незамкнутых линиях.
Пространственно-временные представления
•
уточнять пространственно-временные представления: слева – справа – посередине,
вверху – внизу, раньше – позже, внутри – снаружи и др.;
•
закреплять умение устанавливать последовательность событий, определять и называть
части суток, последовательность дней в неделе, последовательность месяцев в году;
•
формировать умение пользоваться часами для определения времени;
•
совершенствовать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку; ориентироваться в
пространстве с помощью плана.
2.3.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
ДИАГНОСТИКА
ДОСТИЖЕНИЯ
ДЕТЬМИ
ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Основной целью системы оценки достижения детьми планируемых результатов освоения
программы «Игралочка» является определение педагогом эффективности собственных
образовательных действий, своевременная корректировка и оптимизация форм и методов
образовательной работы с детьми, разработка индивидуальных образовательных маршрутов.
Предлагаемая система мониторинга представляет собой педагогическую диагностику,
основанную на наблюдении за детьми и моделировании несложных диагностических ситуаций,
которые можно проводить с детьми индивидуально или в небольших подгруппах (6–8 человек).
Рекомендуется проводить диагностическую работу в первой половине дня в середине недели
(со вторника по четверг). Нецелесообразно предлагать диагностические задания ребенку,
который пришел после болезни, находится в непростой жизненной ситуации (развод родителей,
смена места жительства и пр.).
Система оценок мониторинга трехуровневая:
2 балла – умение сформировано устойчиво (ребенок самостоятельно справляется с заданием);
1 балл – умение сформировано неустойчиво (то есть находится в зоне ближайшего развития:
ребенок справляется с заданием лишь в совместной деятельности со взрослым);
0 баллов – умение не сформировано (ребенок не справляется с заданием даже при помощи
взрослого).
Это общие принципы оценивания, на которые педагог может опираться при выставлении того
или иного балла. При этом важно помнить, что не всегда бывает возможным унифицировать
ответы детей дошкольного возраста. Поэтому авторы призывают воспринимать предлагаемые
критерии лишь в качестве ориентиров, а не оценки развития того или иного ребенка.
Еще раз стоит подчеркнуть, что разделение умений по возрастам достаточно условно, так
как каждый дошкольник развивается по своей индивидуальной, уникальной и неповторимой
траектории. Педагогическая диагностика должна служить не инструментом оценки ребенка (его
«хорошести», «развитости» и пр.), а, в первую очередь, – инструментом своевременной помощи
и оказания поддержки ребенку, индивидуализации образовательного процесса.
При успешно реализованной образовательной работе к концу года большинство показателей
обычно соответствуют 2 баллам и позволяют приступить к освоению следующей части
программы «Игралочка». Наличие оценок в 0 баллов к концу года может выступать поводом
для индивидуальной работы с ребенком и выяснения причин его трудностей.
Предложенная авторами методика оценивания успешности освоения ребенком программы
«Игралочка» достаточно удобна в применении, не требует больших временных затрат, носит
естественный характер.
МЕТОДИКА ОЦЕНКИ
К завершению первого года обучения (к 4 годам) Показатели успешности освоения ребенком
содержания курса «Игралочка», часть 1:
1.
Умеет считать до 3, отсчитывать 3 предмета от большего количества.
Воспитатель наблюдает за детьми либо моделирует диагностическую ситуацию. Например,
задает детям (группе из 6-8 человек) вопросы о том, сколько предметов (тарелок, елочек,
матрешек и т. п.) находится на столе (на доске, на полке и т. п.), просит принести 3 предмета
(отсчитать от большего количества).
2 балла – правильно выполняет задание сам.
1 балл – может допускать ошибки, но исправляется сам или после наводящего вопроса
взрослого.
0 баллов – допускает ошибки, не исправляет их даже после наводящих вопросов воспитателя.
2.
Умеет узнавать и называть круг, треугольник, шар, находить в окружающей
обстановке предметы, сходные по форме.
Воспитатель наблюдает за детьми либо моделирует диагностическую ситуацию. Например,
дает детям (группе из 6-8 человек) задание выбрать из лежащих на столе фигур (круги,
квадраты и треугольники одного цвета и размера) круги (треугольники), при показе круга
(треугольника, шара) ответить на вопрос: «Как называется эта фигура?», выбрать картинки с
изображением предмета треугольной (круглой) формы (воспитатель называет и показывает
треугольник и круг).
2 балла – правильно выполняет задание сам.
1
балл – может допускать ошибки, но исправляется сам или после наводящего вопроса
взрослого.
0
баллов – допускает ошибки, не исправляет их даже после наводящих вопросов
воспитателя.
3.
Умеет сравнивать по
высоте
и
длине путем приложения и
наложения.
Воспитатель просит детей (группу из 6-8 человек) сравнить по высоте два столбика
контрастной высоты, сравнить по длине две полоски контрастной длины.
2
балла – правильно выполняет задание сам.
1
балл – может допускать ошибки, но исправляется сам или после наводящего вопроса
взрослого.
0
баллов – допускает ошибки, не исправляет их даже после наводящих вопросов
воспитателя.
4.
Различает пространственные отношения от себя: впереди – сзади, вверху – внизу,
справа – слева.
Воспитатель просит детей (группу из 6-8 человек) рассказать, что (кто) находится впереди,
сзади, вверху, внизу, справа, слева.
2
балла – правильно выполняет задание сам.
1
балл – может допускать ошибки, но исправляется сам или после наводящего вопроса
взрослого.
0
баллов – допускает ошибки, не исправляет их даже после наводящих вопросов
воспитателя.
К завершению второго года обучения (к 5 годам)
Показатели успешности освоения
ребенком
содержания курса «Игралочка», часть
2:
1.
Умеет считать в пределах 8, отсчитывать 8 предметов от большего количества,
соотносить запись чисел 1-8 с количеством предметов; умеет находить место предмета в
ряду, отвечать на вопрос:
«На котором месте справа (слева)?», располагать числа от 1 до 8 по порядку.
Воспитатель задает детям (группе из 6-8 человек) вопрос о том, сколько предметов находится
на столе (на доске и т. п.), просит выбрать карточку с соответствующим числом, просит
принести 8 предметов (отсчитать от большего количества), просит принести вот столько
(показывает карточку с числом в пределах восьми) предметов, спрашивает, на котором месте
справа (слева) находится предмет, просит поставить предмет на 3-е, 5-е, и т. п. место справа
(слева), расположить карточки с записью чисел (1-8) по порядку.
2 балла – правильно выполняет задание сам.
1 балл – может допускать ошибки, но исправляет их сам или после наводящего вопроса
взрослого.
0 баллов – допускает ошибки, не исправляет их даже после наводящих вопросов воспитателя.
2.
Умеет узнавать и называть квадрат, прямоугольник, овал, находить в окружающей
обстановке предметы, сходные по форме.
Воспитатель просит детей (группу из 6-8 человек) выбрать из лежащих на столе фигур (круги,
квадраты, треугольники, прямоугольники, овалы одного цвета и размера) квадраты
(прямоугольники, овалы), при показе квадрата (прямоугольника, овала) ответить на вопрос:
«Как называется эта фигура?», выбрать картинки с изображением предмета квадратной
(прямоугольной, овальной) формы (воспитатель называет и показывает квадрат,
прямоугольник, овал).
2 балла – правильно выполняет задание сам.
1 балл – может допускать ошибки, но исправляется сам или после наводящего вопроса
взрослого.
0 баллов – допускает ошибки, не исправляет их даже после наводящих вопросов воспитателя.
3.
Умеет непосредственно сравнивать предметы по длине, ширине, высоте,
раскладывать до 5 предметов в возрастающем порядке, выражать в речи соотношение
между ними.
Воспитатель собирает небольшую группу детей из 6-8 человек и предлагает каждому ребенку
расставить 5 столбиков разной высоты от самого низкого до самого высокого, разложить 5
полосок разной длины от самой короткой до самой длинной, сравнить две полоски по ширине.
2 балла – правильно выполняет задание сам.
1 балл – может допускать ошибки, но самостоятельно находит и исправляет их (или после
наводящего вопроса взрослого).
0 баллов – допускает ошибки, не исправляет их даже после наводящих вопросов воспитателя.
4.
Умеет определять направление движения от себя (вверх, вниз, вперед, назад,
направо, налево); показывает правую и левую руки; называет части суток, устанавливает
их последовательность.
Воспитатель дает детям (группе из 6-8 человек) задание посмотреть вверх и вниз, сделать шаг
вперед и назад, пойти направо и налево, взять игрушку в правую или левую руку, рассказать,
как называется часть суток, когда люди просыпаются и собираются на работу, в школу, в садик,
в какое время суток люди обедают, ужинают, в какое время суток все ложатся спать, что идет
после утра (дня, вечера).
2
балла – правильно выполняет задание сам.
1
балл – может допускать ошибки, но исправляется сам или после наводящего вопроса
взрослого.
0
баллов – допускает ошибки, не исправляет их даже после наводящих вопросов
воспитателя.
К завершению третьего года обучения (к 6 годам)
Показатели успешности освоения ребенком содержания курса «Игралочка –
ступенька к
школе», часть 3:
1.
Умеет считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке, правильно
пользоваться порядковыми и количественными числительными; соотносит запись чисел
1-10 с количеством предметов.
Воспитатель задает детям (группе из 6-8 человек) вопрос, сколько предметов находится на
столе (на доске и т. п.), просит выбрать карточку с соответствующим числом, просит от
большего количества отсчитать 10 предметов, просит принести вот столько (показывает
карточку с числом 9-10) предметов, спрашивает, на котором месте справа (слева) находится
предмет, просит поставить предмет на 10-е, 7-е и т. п. место справа (слева), расположить
карточки с записью чисел (1-10) по порядку, назвать числа в прямом и обратном порядке.
2
балла – выполняет задание самостоятельно, без ошибок.
1
балл – при выполнении задания необходима помощь взрослого.
0
баллов – не может выполнить задание.
2.
Умеет сравнивать группы предметов по количеству на основе составления пар, при
сравнении пользоваться знаками =, >, <, отвечать на вопрос:
«На сколько больше?»; сравнивать числа на основании знания свойств числового ряда.
Воспитатель предлагает каждому ребенку с помощью знаков =, >, <, сравнить по количеству
две группы предметов и ответить на вопрос: «На сколько больше?», просит назвать числа,
меньшие (большие) какого-либо числа, и объяснить, на каком основании он делает такое
заключение.
2
балла – выполняет задание самостоятельно, без ошибок.
1
балл – при выполнении задания необходима помощь взрослого.
0
баллов – не может выполнить задание.
3.
Умеет складывать и вычитать, опираясь на наглядность, числа в пределах 5.
Воспитатель предлагает каждому ребенку выполнить сложение и вычитание в «мешках»,
показать части и целое.
2 балла – выполняет задание самостоятельно, без ошибок.
1 балл – при выполнении задания необходима помощь взрослого.
0 баллов – не может выполнить задание.
4. Умеет составлять простые (в одно действие) задачи по картинкам, отвечать на
вопросы: «Что в задаче известно?», «Что нужно найти?», решать задачи в пределах пяти.
Воспитатель предлагает небольшой группе детей составить задачу по картинке, обращает
внимание на четко сформулированное условие и вопрос, просит ответить на вопрос: «Что в
задаче известно?», «Что в задаче нужно узнать – часть или целое?», «Как это можно сделать?»
2
балла – выполняет задание самостоятельно, без ошибок.
1
балл – при выполнении задания необходима помощь взрослого.
0
баллов – не может выполнить задание.
5.
Умеет измерять длину предметов с помощью мерки и выражать в речи
зависимость результата измерения величин от величины мерки.
Воспитатель предлагает детям измерить длину одной полоски с помощью разных мерок и
объяснить разницу в полученных результатах.
2
балла – выполняет задание самостоятельно, без ошибок.
1
балл – при выполнении задания необходима помощь взрослого.
0
баллов – не может выполнить задание.
6.
Умеет выражать словами
местонахождение предмета относительно другого
человека, умеет ориентироваться на листе бумаги.
Воспитатель предлагает небольшой группе детей встать справа (слева) от воспитателя,
нарисовать круг в верхнем правом (нижнем левом, верхнем левом, нижнем правом) углу.
2
балла – выполняет задание самостоятельно, без ошибок.
1
балл – при выполнении задания необходима помощь взрослого.
0
баллов – не может выполнить задание.
К завершению четвертого года обучения (к 7 годам)
Показатели успешности освоения ребенком содержания курса «Игралочка –
ступенька к
школе», часть 4:
1.
Умеет называть для каждого числа в пределах 10 предыдущее и последующее
числа, обозначать числа 1-10 с помощью групп предметов и точек, а также с помощью
цифр, печатая их в клетках.
Воспитатель предлагает детям назвать для какого-либо числа последующее и предыдущее без
опоры на наглядность, обозначить данное количество предметов возможными способами.
2
балла – выполняет задание самостоятельно, без ошибок.
1
балл – при выполнении задания необходима помощь взрослого.
0
баллов – не может выполнить задание.
2.
Умеет определять на основе предметных действий состав чисел первого десятка.
Воспитатель предлагает детям разделить группу предметов (от 3 до 10) на две части всеми
возможными способами, ответить на вопрос: «Из каких частей можно составить данное
число?», с помощью «домика» состава числа выполнить сложение и вычитание.
2
балла – выполняет задание самостоятельно, без ошибок.
1
балл – при выполнении задания необходима помощь взрослого.
0
баллов – не может выполнить задание.
3.
Умеет использовать
числовой
отрезок
для присчитывания
и
отсчитывания одной или нескольких единиц.
Воспитатель предлагает детям выполнить сложение
и
вычитание в
пределах
первого десятка с помощью числового отрезка.
2
балла – выполняет задание самостоятельно, без ошибок.
1
балл – при выполнении задания необходима помощь взрослого.
0
баллов – не может выполнить задание.
4.
Умеет пользоваться линейкой для измерения длины.
Воспитатель предлагает детям с
помощью
линейки
измерить
длину
отрезка (1-10см).
2
балла – выполняет задание самостоятельно, без ошибок.
1
балл – при выполнении задания необходима помощь взрослого.
0
баллов – не может выполнить задание.
5.
Умеет ориентироваться на
листе бумаги
в
клетку, ориентироваться
в пространстве с помощью плана.
Воспитатель предлагает детям выполнить графический диктант, описывая движение карандаша
по клеткам (одна клетка вправо, две клетки влево и т. д.), найти в группе игрушку,
местоположение которой обозначено на созданном совместно плане группы.
2 балла – выполняет задание самостоятельно, без ошибок.
1
балл – при выполнении задания необходима помощь взрослого.
0
баллов – не может выполнить задание.
6.
Умеет в простейших случаях пользоваться часами.
Воспитатель спрашивает ребенка, который час (часы со стрелками находятся в поле зрения
ребенка и показывают время 3 часа, 10 часов, 7 часов и т. п.).
2
балла – правильно называет время.
1
балл – при выполнении задания необходима помощь взрослого.
0
баллов – не может выполнить задание с помощью взрослого.
2.4.Социальное партнерство с родителями
Тетради «Игралочка» представляют собой дополнительный материал для индивидуальной
работы родителей с детьми. Речь не идёт о том, чтобы обязать родителей заниматься со своими
детьми помимо их желания. Тетради лишь предоставляют шанс каждому из них внести свою
лепту в дело развития и воспитания собственного ребёнка. Такое общение с малышом поможет
установить между родителями и детьми особые отношения, которые помогут в будущем
разрешить многие проблемы.
Тетради яркие, с интересными картинками, поэтому, однажды попав к малышу в руки, они
рискуют быть закрашенными и просмотренными от начала до конца. Поэтому перед тем, как
начать выдавать листы родителям, проводятся беседы о том, как организовать с ребёнком
работу по тетради. Обращается внимание родителей на то, что тетрадь надо не просто
рассматривать, а выполнять определённые задания. При выполнении заданий родители могут
провести своё собственное психологическое наблюдение за индивидуальностями своего
ребёнка: уровнем развития внимания, памяти, особенностями поведения в случае затруднения и
т.д. А так же понаблюдать и за своими собственными родительскими качествами: терпением,
мягкостью, строгостью, требовательностью и др. А это уже начало личностного роста родителя,
как максимум.
Месяц Формы сотрудничества
Анкетирование родителей на тему: «Развитие элементарных математических
Ноябрь
представлений Вашего ребёнка».
Декабрь Консультация для родителей: «Математика в жизни малышей».
Январь День «открытых дверей» (открытое занятие).
Индивидуальные беседы с родителями на тему: «Как правильно закреплять
Февраль
пройденный материал в домашних условиях».
Консультация: «Роль родителей в развитии элементарных математических
Март
представлений у детей».
Апрель Родительское собрание: «Подведение итогов».
3. Организационный раздел
3.1. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Основной программно-методический комплект программы Основной программнометодический комплект «Игралочка» (основной компонент программы) содержательно
представлен в последовательных курсах математического развития дошкольников
«Игралочка» (для детей младшего дошкольного возраста) и «Игралочка – ступенька к школе»
(для детей старшего дошкольного возраста) авторов Петерсон Л.Г., Кочемасовой Е.Е.
Каждый из курсов включает в себя:
1) методические рекомендации для педагогов;
2) рабочие тетради для ребенка;
3) демонстрационный материал;
4) раздаточный материал.
КУРС «ИГРАЛОЧКА» (МЛАДШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ)
1) Методические рекомендации (первый и второй год обучения)
Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Игралочка. Практический курс математики для
дошкольников: методические рекомендации. Часть 1. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний,
2018.
Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Игралочка. Практический курс математики для
дошкольников: методические рекомендации. Часть 2. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний,
2018. 2) Рабочие тетради для ребенка
Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Игралочка: рабочая тетрадь. Математика для детей 3–4 лет
– М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018.
Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Игралочка: рабочая тетрадь. Математика для детей 4–5 лет
– М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018. 3) Демонстрационный материал
Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Демонстрационный материал. Игралочка. Математика для
детей 3–4 лет. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018.
Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Демонстрационный материал. Игралочка. Математика для
детей 4–5 лет. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018. 4) Раздаточный материал
Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Раздаточный материал. Игралочка. Математика для детей
3–4 лет. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018.
Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Раздаточный материал. Игралочка. Математика для детей
4–5 лет. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018.
3.2. Тематическое планирование НОД для детей 3 – 4 лет четвёртого года жизни
Одно занятие в неделю – 28 занятий (октябрь – май)
№ занятия
Тема
Кол-во
занятий
1
Цвет
1
2
Цвет
1
3
Цвет
1
4
Оттенки цветов
1
5
Оттенки цветов
1
6
Оттенки цветов
1
7
Большой и маленький
1
8
Большой и маленький
1
9
10
11
12
Цвет и форма
Один много
Столько же, больше, меньше.
Столько же, больше, меньше.
1
1
1
1
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
Итого
Столько же, больше, меньше.
Столько же, больше, меньше.
Счет до двух.
Числа и цифры 1 и 2
Длиннее короче
Круг
Шар
Счет до трех.
Треугольник
Число и цифра 3
На, над, под.
Выше ниже
Слева, справа.
Повторение
Повторение
Итоговое занятие
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
28
Учебный план по реализации дополнительной образовательной программы
Продолжительность занятия
15 мин
Количество занятий в неделю
1
Итого в год
28
420 мин
Тематическое планирование 4-5 лет
2 занятия в неделю, всего 64 занятия (октябрь – май)
№
занятия
Тема
1
2
3
4
5
6
7
8
Повторение
Раньше, позже
Сравнение по высоте.
Счет до четырех. Число и цифра 4
Квадрат
Куб
Вверху, внизу
Сравнение по ширине
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
Счет до пяти. Число и цифра 5
Овал
Внутри, Снаружи
Впереди, сзади, между
Пара
Прямоугольник
Числовой ряд
Ритм(поиск и составление закономерностей)
Счёт до шести. Число и цифра 6.
Порядковый счёт
Сравнение по длине
Счёт до семи. Число и цифра 7
Кол-во
занятий
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
Итого
Числа и цифры от 1-7
Сравнение по толщине
Выше, ниже
План (карта путешествий)
Счёт до восьми. Число и цифра 8
Цилиндр
Конус
Призма, пирамида.
Повторение
Резерв
Резерв
Итоговое занятие
2
2
2
2
3
2
2
2
2
2
2
1
64
Учебный план по реализации дополнительной образовательной программы
Продолжительность занятия
20 мин
1280 мин
Количество занятий в неделю
2
Итого в год
64
Планирование занятий с детьми шестого года жизни
2 занятия в неделю, всего 64 занятия (октябрь – май)
№
Тема
занятия
1
Повторение
2
Свойство предметов
3
Символы
4
Число 9 и цифра 9
5
Число 0 и цифра 0
6
Число 10.Запись числа 10.
7
Сравнение групп предметов. Знак =.
8
Сравнение групп предметов. Знаки = и =/.
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
31
32
Итого
Сложение
Вычитание
Сложение и вычитание
Знаки >,<.
На сколько больше? На сколько меньше?
На сколько длиннее (выше)?
Измерение длины
Объёмные и плоскостные фигуры
Сравнение по объёму
Измерение объёма
Резерв
Итоговое мероприятие
Резерв
Итоговое занятие
Кол-во
занятий
3
4
2
3
3
3
3
3
4
4
4
3
2
2
4
3
3
2
2
2
4
1
64
Учебный план по реализации дополнительной образовательной программы
Продолжительность занятия
25 мин
Количество занятий в неделю
2
Итого в год
64
1600 мин
Тематическое планирование НОД по математике
Четвертый год обучения
(6-7 лет, подготовительная к школе группа)
Тема
№
занятия
1
2
3
4
5
6
7
8
Повторение
Повторение
Повторение
Число и цифра 1
Число и цифра 2
Число 3
Число и цифра 3
Числа и цифры 1 – 3
Кол-во
занятий
1
1
1
1
1
1
1
1
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
Числа и цифры 1 – 3
Точка. Линия. Прямая и кривая линии.
Луч. Отрезок.
Незамкнутые и замкнутые линии
Ломаная линия. Многоугольник.
Число 4
Число и цифра 4
Число и цифра 4
Числовой отрезок
Числовой отрезок
Слева, справа
Пространственные отношения
Число 5
Число и цифра 5
Число и цифра 5
1
1
1
2
2
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
Числа и цифры 1 - 5
Больше, меньше
Внутри, снаружи
Число 6
Число и цифра 6
Число и цифра 6
Повторение
Повторение
Число 7
Число и цифра 7
Число и цифра 7
Числа и цифры 6 – 7
Раньше, позже
Измерение объема
Измерение объема
1
2
2
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
Итого
Число и цифра 8
Число и цифра 8
Числа и цифры 6,7,8
Число и цифра 9
Число и цифра 9
Измерение площади
Число и цифра 0
Число и цифра 0
Измерение длины
Повторение
Измерение длины
Измерение длины
Число 10
Число 10
Сравнение по массе
Измерение массы
Измерение массы
Часы
Повторение
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
2
1
64
Учебный план по реализации дополнительной образовательной программы
Продолжительность занятия
30 мин
1920 мин
Количество занятий в неделю
2
Итого в год
64
Расписание занятий
День недели
Понедельник
группа
Старшая гр. № 7
время
15.30-15.55
вторник
Старшая гр. № 2
Старшая гр. № 3
Подготовительная гр. № 8
Старшая гр. № 3
Средняя гр. № 4
Старшая гр. № 9
Старшая гр. № 7
Подготовительная гр. № 8
Старшая гр. № 2
Средняя гр. № 4
Старшая гр. № 9
15.35-16.00
15.30-15.55
15.15-15.45
15.30-15.55
15.20-15.40
15.30-15.55
15.30-15.55
15.15-15.45
15.35-16.00
15.20-15.40
15.30-15.55
среда
четверг
пятница
Итогово-отчетные мероприятия
С целью отслеживания и фиксации образовательных результатов используется:
аналитическая справка, которая составляется по итогам педагогической диагностики,
ведения журнала посещаемости.
Формой предъявления и демонстрации образовательных результатов является:
аналитический материал по итогам проведения педагогической диагностики,
открытое занятие.