Пояснительная записка Общепризнанной является роль вокально-хоровой деятельности в музыкальном образовании детей, в том числе детей дошкольного возраста. Массовость и доступность, отличающие пение от других видов музыкальной деятельности, исключительные выразительные возможности пения, связь музыки и текста обусловливают великую силу воздействия вечно живого вокального искусства и его востребованность в качестве ведущего средства музыкального обучения, воспитания, развития детей. Музыкальное развитие в современной трактовке Э. Б. Абдуллина и Е. В. Николаевой рассматривается как одна из составляющих интегративного термина «музыкальное образование» (объединяющего музыкальное воспитание, обучение, развитие), находится в центре внимания при музыкальном обучении и воспитании и включает самые разные аспекты, направленные «на становление музыкальной культуры учащегося как неотъемлемой и важной части всей его духовной культуры» [1, с. 7]. Певческая деятельность обладает большим потенциалом в развитии детей дошкольного возраста. Музыкальный образ песни, благодаря словесному тексту, становится понятным и близким детям. Это развивает у них эмоциональную отзывчивость на музыку − главную составляющую музыкальности. Развиваются музыкальные способности ребёнка: тембровый и динамический слух, музыкальное мышление, музыкальная память. Кроме того, в пении происходит и общее развитие ребёнка: формируются его высшие психические функции, развивается речь, происходит накопление знаний об окружающем мире, ребёнок учится взаимодействовать со сверстниками в хоровом коллективе. Пение способствует и физическому развитию ребенка, его оздоровлению. Вопросы музыкального развития учащихся в процессе вокально-хоровой деятельности рассматриваются, по преимуществу, в контексте развития голоса, формирования певческих навыков (Е. И. Алмазов, В. А. Багадуров, Л. Б. Дмитриев, Г. А. Дмитриевский, Н. Н. Добровольская, М. Мекензи, Д. Е. Огороднов, Г. А. Струве, Г. П. Стулова и др.). Такому развитию способствуют представленные в данных работах разнообразные приемы и упражнения по формированию певческого звукообразования, дыхания, чистоты интонирования, дикции и пр. В работах, посвященных детскому хоровому исполнительству, опосредованно освещаются вопросы личностного развития участников хорового коллектива. Вопросы музыкального развития детей дошкольного возраста, в том числе в процессе певческой деятельности, широко освещены в учебных и практикоориентированных пособиях (А. Г. Гогоберидзе, В. А. Дергунская, Е. А. Дубровская, М. Б. Зацепина, А. И. Катинене, В. В. Коноваленко, Н. Г. Куприна, С. В. Коноваленко, Н. А. Метлов, М. Л. Палавандишвили, Т. С. Овчинникова, О. П. Радынова и др.). Систематическая работа по постановке певческого голоса и формированию вокальных навыков является достаточно сложным, монотонным процессом, и не все приемы и упражнения, предложенные в работах по развитию голоса, могут быть использованы в работе с детьми 6−7 лет. Для того чтобы данный процесс был привлекательным для детей данного возраста, целесообразно использовать игровые приемы, упражнения и задания, обеспечивающие установление связи исполняемой музыки с моторно-мышечными и интонационно-речевыми ощущениями ребенка. Пение – основной вид музыкального искусства, которому последовательно обучают в детском саду. На любой ступени обучения детей учат правильному звукообразованию, ясному произношению, чистому, стройному пению и слитному звучанию (ансамблю, хору); формируют певческое дыхание. Освоение этих навыков – путь к выразительному исполнению. Развитие мелодического слуха особенно интенсивно происходит в условиях обучения пению.Совместное пение развивает чувство коллективизма, создает условия для их эмоционального, музыкального общения. Сама суть хорового пения вырабатывает у хорового певца умение видеть, слышать, чувствовать состояние другого человека. Пение развивает у детей также привычку к длительному сосредоточению. Не быть внимательным просто нельзя, не получится стройного пения, не будет хора. В условиях совместного пения дети чувствуют себя хорошо. Человек, регулярно занимающийся пением, объективно укрепляет свое и физическое и психическое здоровье. Данная программа направлена на развитие у детей вокальных данных, творческих способностей, исполнительского мастерства. Программа разработана на основе Программы по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки» (авторы И. Каплунова, И. Новоскольцева) Но детское музыкальное творчество формируется не только в пении. Основная идея методики игры на музыкальных инструментах – близость к детской жизни. Звучание инструментов ассоциируется с жизненными явлениями, поэтому игра принимает творческий, импровизационный характер. Музыкальный инструмент должен рассматриваться не как развлечение с помощью безделушек, с которыми манипулируют дети, а как средство развития у них способности самовыражения наиболее существенных сторон личности. Данная программа дополнена и переработана: содержание дополнительной образовательной программы трансформировано и обогащено необходимой развивающей средой. Главный критерий отбора программного материала – его воспитательная ценность, высокий художественный уровень используемых музыкальных произведений (классических, как отечественных, так и зарубежных), знакомство с симфоническим оркестром. ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: Развитие певческих способностей через организацию хорового, вокального пения в условиях дополнительного образования детей в ДОУ. ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ: Воспитывать интерес к вокальному искусству. Научить детей правильно и выразительно петь. Учить детей петь естественным голосом, без напряжения. Развивать музыкальный слух, координацию слуха и голоса. Развивать умение различать звуки по высоте. Развивать чистоту интонирования, четкую дикцию, правильное певческое дыхание, артикуляцию. Научить исполнять простейшие мелодии на детских музыкальных инструментах. Создать условия для развития личности ребенка, его эмоциональной сферы, интеллекта, развития эстетических чувств. ПЛАНИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ: Дети владеют навыками пения: петь легко, не форсируя звук, с четкой дикцией, петь хором и без него, удерживать дыхание до конца фразы, чисто интонировать мелодию в поступенном движении вверх на квинту и на кварту. Дети владеют простейшими навыками игры на музыкальных инструментах; усваивать ритмический рисунок, движение мелодии, играть слаженно. Эмоционально откликаются на музыкальные произведения, понимают их, сформирован положительный настой к воспроизведению музыкального произведения на музыкальных инструментах и к пению. Основаны этические нормы на основе праздников. Результаты работы будут отслеживаться следующими способами: умение ребенком применять знакомые народные песни в играх, процессе праздников, развлечений, а также в самостоятельной деятельности, методом наблюдения, способом прослушивания. Подведение итогов реализации дополнительной образовательной программы будут проходить в форме концерта, фестиваля. ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ ПРИНЦИПЫ ПРОГРАММЫ: Принцип полноты и целостности музыкального образования детей; Принцип деятельностного подхода; Принцип культуросообразности; Принцип последовательности; Принцип системности; Принцип интеграции; Принцип развивающего обучения; Принцип гуманизации; Принцип сотрудничества; Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях детского сада и семьи. ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ЗАНЯТИЙ ВОКАЛЬНОЙ СТУДИИ «ВЕСЕЛЫЕ НОТКИ» Программа хоровой студии «Веселые нотки» рассчитана на проведение работы с детьми в возрасте 3 – 7 лет на 4 года обучения. Предполагается 72 занятия в год. Занятия проводятся с сентября по май, два раз в неделю во второй половине дня с группой детей 20 человек. Продолжительность занятия 20 – 30 минут. Работа хоровой студии по обучению детей пению проводится в различных формах: Занятия - игра, игра на музыкальных инструментах; Результаты усвоения программы студии детей проверяем во время проведения: викторин, вечеров развлечений; в самостоятельной деятельности; Предусматривается взаимодействие с родителями, проводятся: консультации, беседы, вечера развлечений, концерты. ОСОБЕННОСТИ СЛУХА И ГОЛОСА ДЕТЕЙ 3- 4 ЛЕТ На четвёртом году жизни дети имеют уже музыкальный опыт. У них окреп голос, увеличился диапазон (ре – си), дыхание стало более организованным, хотя все еще довольно поверхностное. У детей этого возраста расширился словарный запас, они лучше и точнее произносят отдельные звуки слова, активнее могут работать ртом во время пения, т.е. улучшается артикуляция. Дети отличаются большей слуховой активностью, слуховым вниманием, способны свободно различать по высоте звуки, расположенные на расстоянии октавы, сексты, квинты, слышать движение мелодии вверх, вниз, могут выделить вступление к песне, петь после вступления вместе со взрослыми; начинают петь согласованно с инструментальным сопровождением и без него (при поддержке голоса взрослого). ОСОБЕННОСТИ СЛУХА И ГОЛОСА ДЕТЕЙ 5 – 6 ЛЕТ На шестом году жизни дети имеют уже некоторый музыкальный опыт. Общее развитие на шестом году жизни, совершенствование процессов высшей нервной деятельности оказывают положительное влияние на формирование голосового аппарата и на развитие слуховой активности. Однако голосовой аппарат по-прежнему отличается хрупкостью и ранимостью. Гортань с голосовыми связками еще недостаточно развиты. Связки короткие. Звук очень слабый. Он усиливается резонаторами. Грудной (низкий) резонатор развит слабее, чем головной (верхний), поэтому голос у детей 5-6 лет несильный, хотя порой и звонкий. Следует избегать форсирование звука, во время которого у детей развивается низкое, несвойственное им звучание. Дети могут петь в диапазоне ре-до2 . Низкие звуки звучат более протяжно, поэтому в работе с детьми надо использовать песни с удобной тесситурой, в которых больше высоких звуков. Удобными являются звуки ми - фа-си. В этом диапазоне звучание естественное, звук до первой октавы звучит тяжело, его надо избегать. ОСОБЕННОСТИ СЛУХА И ГОЛОСА ДЕТЕЙ 6 - 7 ЛЕТ У детей этого возраста достаточно развита речь, они свободно высказывают свои суждения по содержанию песни, оценивают свое пение и пение товарищей. У детей 7-го года жизни появляется способность активного мышления. Они более самостоятельны и инициативны во время обучения. Интенсивно развивается их музыкальное восприятие, оно становится целенаправленным. Дети могут самостоятельно определить характер музыки, изменение динамики, смену темпов в пении, направление движения мелодии, поступенное и скачкообразное понижение и повышение звуков; свободно различают звуки по высоте и длительности; укрепляется, становится более устойчивой вокально – слуховая координация. В работе по пению с детьми этого возраста следует учитывать не только психические, но и физические особенности развития ребенка. Голосовые мышцы у детей еще не совсем сформированы, певческое звукообразование происходит за счет натяжения краев связок, поэтому форсированное пение следует исключить. Крикливость искажает тембр голоса, отрицательно влияет и на выразительность исполнения. Надо учить детей петь, не напрягаясь, естественным светлым звуком, и только в этом случае у них разовьются правильные вокальные данные, в голосе появиться напевность, он станет крепким и звонким. Огромную роль в звукообразовании играет певческое дыхание. У детей 6-7 лет увеличивается объем легких, дыхание становиться более глубоким, это позволяет педагогу использовать в работе песни с более длинными музыкальными фразами. У детей расширяется диапазон (до – ре). Дети правильно интонируют мелодию. Возрастные особенности детей позволяют включать в работу кружка два взаимосвязанных направления: собственно вокальную работу (постановку певческого голоса) и организацию певческой деятельности в различных видах коллективного исполнительства: песни хором в унисон; хоровыми группами (дуэт, трио и т.д.); при включении в хор солистов; пение под фонограмму; Прежде чем приступить к работе с детьми, необходимо выявить особенности звучания певческого звучания каждого ребенка и чистоту интонирования мелодии и в соответствии с природным типом голоса определить ребенка в ту или иную тембровую подгруппу. Для того чтобы научить детей правильно петь: слушать, анализировать, слышать, интонировать (соединять возможности слуха и голоса) нужно соблюдение следующих условий: игровой характер занятий и упражнений, активная концертная деятельность детей, доступный и интересный песенный репертуар, который дети будут с удовольствием петь не только на занятиях и концертах, но и дома, на улице, в гостях. атрибуты для занятий (шумовые инструменты, музыкально – дидактические игры, пособия) звуковоспроизводящая аппаратура (магнитофон, микрофон, кассеты и СDдиски – чистые и с записями музыкального материала) сценические костюмы, необходимые для создания образа и становления маленького артиста Необходимо бережное отношение к детскому голосу; проводить работу с детьми, родителями и воспитателями, разъясняя им вредность крикливого разговора и пения, шумной звуковой атмосферы для развития слуха и голоса ребенка. При работе над песнями необходимо соблюдать правильную вокально-певческую постановку корпуса. Программа включает подразделы: восприятие музыки; развитие музыкального слуха и голоса; песенное творчество; певческая установка; певческие навыки (артикуляция, слуховые навыки; навыки эмоциональновыразительного исполнения; певческое дыхание; звукообразование; навык выразительной дикции). Артикуляция. В работе над формированием вокально-хоровых навыков у дошкольников огромное значение имеет в первую очередь работа над чистотой интонирования. В этой работе имеет значение правильная артикуляция гласных звуков. Навык артикуляции включает: • выразительное фонетическое выделение и грамотное произношение; • постепенное округление фонем, умение сберечь стабильное положение гортани при пении разных фонем, что является условием уравнивания гласных; • умение найти близкую или высокую позицию, которая контролируется ощущением полноценного резонирования звука в области «маски»; • умение максимально растягивать гласные и очень коротко произносить согласные в разном ритме и темпе. Последовательность формирования гласных: • гласные «о», «е» - с целью выработки округленного красивого звучания; • гласная «и» - с целью поиска звучания и мобилизации носового аппарата, головного резонатора; • «а», «е» - при их звукообразовании гортань резко сужается, в активную работу включается язык, который может вызвать непредусмотренное движение гортани. Кроме того, широкое открывание рта на звук «а» снижает активность дыхания и голосовых связок. К слуховым навыкам можно отнести: • слуховой самоконтроль; • слуховое внимание; • дифференцирование качественной стороны певческого звука, в том числе егоэмоциональной выразительности, различие правильного и неправильного пения; • представления о певческом правильном звуке и способах его образования. Навык эмоционально — выразительного исполнения отражает музыкально-эстетическое содержание и исполнительский смысл конкретного вокального произведения (попевки, песни). Он достигается: • выразительностью мимики лица; • выражением глаз; • выразительностью движения и жестов; • тембровой окраской голоса: • динамическими оттенками и особенностью фразировки; • наличием пауз, имеющих синтаксическое и логическое (смысловое) значение. Певческое дыхание. Ребенок, обучающийся пению, осваивает следующую технику распределения дыхания, которая состоит из трех этапов: • короткий бесшумный вдох, не поднимая плеч; • опора дыхания — пауза или активное торможение выдоха. Детям объясняют, что необходимо задерживать дыхание животом, зафиксировать его мышцами; • спокойное постепенное (без толчков) распределение выдоха при пении. Формирование певческого дыхания способствует физическому укреплению организма в целом. Это и гимнастика, и физкультура, когда сочетаются дыхательная гимнастика и мышечная нагрузка. Для выработки навыка выразительной дикции полезными будут следующие упражнения артикуляционной гимнастики: • не очень сильно прикусить кончик языка; • высунуть язык как можно дальше, слегка его покусывая от основания до кончика; • покусывать язык поочередно правыми и левыми боковыми зубами, как бы пытаясь жевать; • сделать круговое движение языком между губами с закрытым ртом, затем в другую сторону; • упереться языком в верхнюю губу, затем нижнюю, правую щеку, левую щеку, стараясь как бы проткнуть щеки; • пощелкать языком, меняя форму рта, одновременно меняя звук, стараясь производить щелчки боле высокого и низкого звучания (или в унисон); • постукивая пальцами сделать массаж лица; • делать нижней челюстью круговые движения вперед - вправо - назад - влево - вперед; • сделать вдох носом, втянув щеки между губами (рот закрыт). Выдох — губы трубочкой. Все упражнения выполняются по 4 раза. С целью выработки дикции можно использовать скороговорки, которые необходимо петь на одной ноте, опускаясь и поднимаясь по полутонам, по 810 раз с твердой атакой звука. СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ 1. Распевание. Работая над вокально-хоровыми навыками детей необходимо предварительно «распевать» воспитанников в определенных упражнениях. Начинать распевание попевок (вокализа, упражнений) следует в среднем, удобном диапазоне, постепенно транспонируя его вверх и вниз по полутонам. Для этого отводится не менее 10 минут. Время распевания может быть увеличено, но не уменьшено. Задачей предварительных упражнений является подготовка голосового аппарата ребенка к разучиванию и исполнению вокальных произведений. Такая голосовая и эмоциональная разминка перед началом работы - одно из важных средств повышения ее продуктивности и конечного результата. Дыхательная, артикуляционная и пальчиковая гимнастика в игровой форме направлена на формирование и развитие правильного дыхания и чёткой, правильной речи. Так же дыхательная гимнастика является профилактикой заболеваний верхних дыхательных путей и общим развитием организма. 2. Пауза. Для отдыха голосового аппарата после распевания необходима пауза в 1-2 минуты (физминутка). 3. Основная часть. Работа направлена на развитие исполнительского мастерства, разучивание песенного репертуара, отдельных фраз и мелодий по нотам. Работа над чистотой интонирования, правильной дикцией и артикуляцией, дыхания по фразам, динамическими оттенками. 4. Заключительная часть. Пение с движениями, которые дополняют песенный образ и делают его более эмоциональным и запоминающимся. Работа над выразительным артистичным исполнением. Методические приемы: 1. Приемы разучивания песен проходит по трем этапам: знакомство с песней в целом (если текст песни трудный прочитать его как стихотворение, спеть без сопровождения) работа над вокальными и хоровыми навыками; проверка знаний у детей усвоения песни. 2. Приемы, касающиеся только одного произведения: споем песню с полузакрытым ртом; слоговое пение («ля», «бом» и др.); хорошо выговаривать согласные в конце слова; произношение слов шепотом в ритме песни; выделить, подчеркнуть отдельную фразу, слово. настроиться перед началом пения (тянуть один первый звук); задержаться на отдельном звуке и прислушаться, как он звучит; обращать внимание на высоту звука, направление мелодии; использовать элементы дирижирования; пение без сопровождения; зрительная, моторная наглядность. 3. Приемы звуковедения: выразительный показ (рекомендуется акапельно); образные упражнения; вопросы; оценка качества исполнение песни. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РАБОТЫ ВОКАЛЬНОЙ СТУДИИ «ВЕСЕЛЫЕ НОТКИ» Перспективный план работы с детьми 3 – 4 лет Вид Программные Содержание Музыкальный Кол-во деятельности задачи занятия репертуар занятий Развивать диапазон детского голоса. «Кто как поет», Учить брать Упражнения на «Песенка про Распевание дыхание после развитие слуха и смех», «Поезд», 72 вступления и голоса «Вежливые между слова» музыкальными фразами. Учить чисто «Манная интонировать каша»Л.Абелян, Знакомство с новой мелодию в «Осень»А. песней, беседа по диапазоне ре – Филиппенко, содержанию, си. «Кочаны» разучивание Разучивание Учить вместе Д. Львовамелодии и текста. и исполнение начинать и Компанейца, Пение по руке песен заканчивать «Два веселых (кулачок - ладошка), песню. гуся» по фразам, пение Петь с украинская мелодии на гласные, музыкальным народная песня, на слоги. сопровождением «Хомячок» и без него. Л.Абелян, Выразительно исполнять песни с разным эмоциональнообразным содержанием. Петь без напряжения, протяжно, подвижно, легко, отрывисто «Гномик» О.Юдахиной, «Баю-баю» М. Красева, «Веселый паровоз» З. Компанейца, «Белый снег» А. Филиппенко, «Новогодняя песенка», «Детский сад» А. Филиппенко, «Веселый жук» Р.Котляревского «Песенка друзей» В.Герчик, «Веселый музыкант»А. Филиппенко. Упражнять в различении звуков по высоте, по длительности. Учить различать, «Музыкальный Музыкальная называть букварь» грамота отдельные части Разучиваемые музыкального произведения произведения: вступление, проигрыш, заключение, куплет, припев. Ритмические Развивать и рече – чувство метро – Картотека игр и ритмические ритма, упражнений игры и ритмический упражнения слух. Развивать Пение ранее «Паучок», «Два Исполнение музыкальную выученных песен веселых гуся» знакомых память. подгруппой и по «Манная каша», песен Учить сольному одному. «Хомячок» исполнению Пение с движением, Л. Абелян, инсценирование песен. «Гномик» О. Юдахиной, «Новогодняя песенка» Перспективный план работы с детьми 5 - 6 лет Вид Программные деятельности задачи Распевание Разучивание и исполнение новых песен Содержание занятия Музыкальный репертуар Кол-во заняти й Расширять Система диапазон упражнений детского голоса. Упражнения для Т.Орловой. Учить развития «Три синички», распределять музыкального слуха «Серая коза», 72 дыхание при и голоса. «Белка», «Зима», пении «Шуткапротяжных прибаутка» фраз. Учить чисто интонировать мелодию в диапазоне до 1ре 2. Учить петь «С нами друг» легко, не Г. Струве, форсируя звук, с «Гномики» чёткой дикцией. Знакомство с новой К. Костина, Петь с песней, беседа по «Почемучки» музыкальным содержанию, Л.Туркина, сопровождением разучивание «Я рисую море» и без него. мелодии и текста. Н.Тимофеева, Учить Пение по фразам, на «Кэти и Петя» передавать гласные, слоги, по О.Поляковой, эмоциональное руке (кулачок - «Мурлыка» ладошка) А. Морозова, настроение «Зелёные песни, ботинки» чувствовать С. Гаврилова. выразительные элементы музыкального языка. Музыкальна Познакомить с Разучиваемые я грамота основными произведения средствами выразительност и (мелодия, ритм, темп, динамика, сопровождение) Дать понятия «хор», «солист» Ритмические Тренировать и рече - чувство метро – Картотека игр и ритмические ритма, упражнений. игры и ритмический упражнения. слух. Закреплять навыки выразительного «С нами друг» исполнения. Г. Струве, Исполнять «Гномики» песню К.Костина, слаженно, в «Я рисую море» одном темпе, Пение подгруппой и Н.Тимофеевой, Исполнение отчётливо индивидуально. «Почемучки» знакомых произносить Пение с движением, Л.Туркина, песен слова, чисто инсценирование «Кати и Петя» интонировать песен. О.Поляковой, мелодию, брать «Мурлыка» дыхание по А. Морозова, музыкальным «Зелёные фразам, точно ботинки» воспроизводить С.Гаврилова. ритмический рисунок. Перспективный план работы с детьми 6 - 7 лет Количество занятий № ТЕМА Теоретические Практические п/п Всего занятия занятия 1. Беседа о музыке, о музыкальных 1 1 4 инструментах. 2. Знакомство с симфоническим 1 --2 оркестром. 3. 1 1 4 Понятие о высоких и низких звуках. 1 1 4 Знакомство с нотным станом. 2 2 8 Песенно-игровое творчество. 4 2 12 Обучение игре на музыкальных инструментах. 7 10 34 Разучивание песен. --- 1 2 Концерт. 1 --- 2 18 18 4 5. 6. 7. 8. 9. Контрольные занятия. Итого: 72 КОМПЛЕКС ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ, ЗАДАНИЙ И РАСПЕВОК ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПЕВЧЕСКИХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ВОКАЛЬНО-ХОРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Средняя группа ( 3 – 4 года) Этапы вокально – Программное Упражнения, задания, хоровой деятельности содержание распевки 1. Упражнения для Освободить мышцы шеи 1. Поднимание и расслабления и снятия и плечевого пояса от опускание плеч. мышечных зажимов зажимов, чтобы 2. Поднимание и шеи и плечевого пояса артикуляционный опускание плеч аппарат (губы, язык, поочерёдно. При нижняя челюсть, мягкое поднимании – вдох неба) был свободный и через нос, при послушный. опускании – выдох через рот. 3. Повороты головы в стороны. 4. Наклон головы вперед - вниз (выдох носом), поднять в исходное положение и откинуть назад (вдох 2. Пальчиковая Формировать тонкие гимнастика движения пальцев, стимулировать речевое развитие ребенка, способствовать улучшению артикуляционных движений. 3. Артикуляционная гимнастика, логоритмические распевки 4. Дыхательная звуковая гимнастика Формировать правильное произношение звуков, полноценные движения губ, языка, челюсти, повышать скорость переключения с одного движения на другое. и Стимулировать гортанно-легочный аппарат и деятельность головного мозга, повышать обменные процессы в клетках за ртом), вернуться в исходное положение (выдох ртом). 5. Упражнение «Жираф и бегемот». 1, 2 – см. младшая группа. 3. Выгибание и прогибание кистей рук одновременно, затем по очереди. 4. Упражнение с сомкнутыми ладонями с преодолением сопротивления – наклоны вправо – влево, вперед – назад (руки перед грудью), разведение кистей в стороны, не размыкая запястий (руки вытянуты вперед). 1, 2 – см. выше 3. Легкое постукивание зубами – губы разомкнуты; жевательные движения с закрытым ртом (для нижней челюсти). 4. Упражнения для губ – чередование «Улыбки» и «Трубочки. 5. Упражнения для языка см. выше + «Качели» - вверх – вниз, «Лошадки» - цоканье (щелканье) языком. 5. Лог.Распевки«Свеча», «Ежик» 1. Сделать глубокий вдох носом. На выдохе протяжно тянуть «м-мм-м-м», одновременно постукивая пальцами по крыльям носа + сделать счет звуковой вибрации. вдох носом, закрыть правую ноздрю и на выдохе протяжно тянуть «г-м-м-м-м», то же самое с левой ноздрей. 2. Энергично произносить «п – б», «т – д», «к – г» (для укрепления мышц губ, языка и глотки). 3. «Ладошки» (А. Н. Стрельникова). 4. «Пузырики», «Насосик», «Говорилка», «Часики» ( по методу Б. С. Толкачева). 5. Дыхательно- Продолжать развивать 1. Глубокий вдох через голосовые упражнения речевое дыхание. нос – продолжительный выдох через рот. 2. «Заморозим подбородок», «Заморозим ладошку» (приложение). 3. Длительное произнесение на одном выдохе гласных звуков сначала тихим, затем громким голосом: А (Э), У (О), Ы (И). 6. Речевые ритмо- Расширять певческий Использование самых интонационные игры диапазон, развивать близких ритмов – речевое и певческое приветственные слова, дыхание, дикцию и имена детей, названия выразительность речи. цветов, деревьев – проговаривание текста сначала тихо – затем громко, сначала медленно – потом быстро, сначала высоким голосом, потом низким. 7. Ритмодекламация - Способствовать «Острова», «Колючий синтез поэзии и музыки формированию и ежик», «Согревалочка», развитию осмысленного «Рыжая лошадка», «Ай, 8. Звукообразование 9. Чистота интонирования (строй хора) 10. Развитие певческого диапазона 11. Развитие голоса силы воспроизведения туки – туки – туки», каждого звука, слога, «Ритмическое освоение слова. слов», «Раз, два, три – повтори», «Музыкальные молоточки». (см. приложение). Следить за тем, чтобы «Прогулка по при произнесении музыкальной лесенке» звуков раскрытие рта ласково «гладим» было достаточно руками всю цепочку полным, а артикуляция звуков, поднимаясь и активной и четкой. спускаясь по музыкальной лесенке. Смежные гласные как в направлении осветления, так и в направлении затемнения тембра следуют один за другим (А – Э – И; И – Э – А), (А – О – У; У – О – А). Продолжать развивать 1, 2 – см. выше звуковысотный слух, 3. Услышать различное координацию между окончание двух почти слухом и голосом. одинаковых музыкальных фраз (новые песни). 4. Петь малую терцию вниз («ку - ку») в разных тональностях. 5. Петь звукоряд из пяти нот в нисходящем движении, транспонируя его. Диапазон голоса вверх и 1.«Колокол и вниз расширять колокольчики» постепенно, без имитирование звучания торопливости (РЕ 1 – большого и маленького СИ 1). колокольчика (низкий и высокий звук). 2. «Горочка» (глиссандо). Работать над Пение glissando, ощущением высоких и обязательно при этом низких нот. 12. Развитие песенного Учить самостоятельно творчества сочинять мелодию колыбельной песни и отвечать на музыкальные вопросы. Формировать умение импровизировать мелодии на заданный текст, учить сочинять мелодию марша. Развивать ладотональный слух, самостоятельность, инициативу, творческую активность. 13. Чувство ансамбля, Стремиться не только к слаженность звучания одновременности пения, но и его выразительности. Старшая группа ( 5 – 6 лет) Этапы вокально – Программное хоровой деятельности содержание 1. Упражнения для Освободить мышцы шеи расслабления и снятия и плечевого пояса от мышечных зажимов зажимов, чтобы шеи и плечевого пояса артикуляционный аппарат (губы, язык, нижняя челюсть, мягкое неба) был свободный и послушный. показывая высоту звуков руками. Импровизация имен, музыкальных вопросов и ответов («Как тебя зовут?», «Что ты хочешь, кошечка?», «Где ты?»), звукоподражаний, мелодий без слов. Мягкое пропевание окончаний фраз, работа над динамическими оттенками, смысловыми акцентами (проговаривание с ударением), качеством звуковедения. Упражнения, задания, распевки 1. Поднимание и опускание плеч. 2. Поднимание и опускание плеч поочередно. 3. Вращение плеч (руки опущены) спереди назад и обратно. При поднимании плеч – вдох через нос, при опускании – выдох через рот. 4. Повороты и наклоны головы. 5. Вращение головы 2. Пальчиковая Формировать тонкие гимнастика движения пальцев, стимулировать речевое развитие ребенка, способствовать улучшению артикуляционных движений, готовить кисти рук к письму. 3. Артикуляционная гимнастика, логоритмические распевки 4. Дыхательная звуковая гимнастика Способствовать устранению напряжения и скованности артикуляционных мышц и обеспечить им наибольшую подвижность (разогреть мышцы щек, челюсти, губ, языка; развивать мимику, артикуляционную моторику, выразительную дикцию) и Улучшать микроциркуляцию в области легких, стимулировать деятельность диафрагмы, расслаблять мускулатуру бронхов, повышать эмоциональный тонус. слева направо и наоборот. Вдох носом, выдох ртом на полном повороте. 6. Упражнения «Жираф и бегемот», «Качели», «Страус», «Елочка». 1,2,3,4 – см. выше. 5. «Ножницы» разведение пальцев в стороны и сведение вместе сначала одной, затем другой руки, затем обеих рук вместе. 6. «Коготки» - сильное полусгибание и разгибание пальцев. 1, 2 – см. выше 3. Легкое постукивание зубами – губы разомкнуты; жевательные движения с закрытым ртом (для нижней челюсти). 4. Упражнения для губ – чередование «Улыбки» и «Трубочки. 5. Упражнения для языка см. выше + «Качели» - вверх – вниз, «Лошадки» - цоканье (щелканье) языком, «Лопатка и иголочка». 5. Лог.Распевки«Свеча», «Ежик», «Песня малышу», «В дождик». 1. см. выше + сделать 8 – 10 вдохов и выдохов через правую и левую ноздри, по очереди закрывая отдыхающую ноздрю указательным пальцем. 2. Энергично произносить «п – б», «т 5. Дыхательно- Учить координировать голосовые упражнения ротовое и носовое дыхание. 6. Речевые ритмо- Сопоставлять и интонационные игры воспроизводить интонации различной высоты и звуковысотной направленности. – д», «к – г» (для укрепления мышц губ, языка и глотки). 3. «Ладошки», «Погончики» (А. Н. Стрельникова). 4. «Пузырики», «Насосик», «Говорилка», «Часики» , «Паровозик», «Ежик» ( по методу Б. С. Толкачева). 1. Глубокий вдох через нос – продолжительный выдох через рот. 2. «Заморозим подбородок», «Заморозим ладошку» + дополнение (пункт № 4) (приложение). 3. Длительное произнесение на одном выдохе гласных звуков сначала тихим, затем громким голосом: А (Э), У (О), Ы (И). 4. Произнесение на одном выдохе сочетаний из 2 гласных звуков (приложение, пункт № 8). Игры звукоподражательного характера (в различных голосовых регистрах, различными тембрами и различной силой звука); использование детского музыкального фольклора (потешки, считалки, дразнилки, прибаутки, пестушки) – постепенно замедляя и ускоряя текст; прием деления на команды – 7. Ритмодекламация - Способствовать синтез поэзии и музыки развитию поэтического музыкального слуха, чувства слова и воображения и искреннего отношения исполнителя к звучащей речи. 8. Звукообразование Уделять особое внимание выравниванию, округлению звучания гласных (выработка кантилены), выработка большей собранности звука, повышение активности и точности артикуляции, протяжности звучания. 9. Чистота Следить за интонирования (строй правильностью и хора) чистотой мелодической интонации, развивать активную деятельность слуха, слуховое внимание, слуховой самоконтроль. одна команда произносит текст в высоком регистре и одновременно хлопает, вторая команда в низком регистре и шлепает по коленям. «Дождик», «Упражнение с листочками», «Осенняя гамма», «Кто справа?», «Перемена ритма», «Раз, два, три – повтори», «Козлик», «Мячики». 1. Пропевание гласных (см. выше). 2. К гласным присоединяем согласные звуки (пропевание слогов, затем музыкальных фраз и русских народных песен). 1, 2 – см. выше 3. Услышать различное окончание двух почти одинаковых музыкальных фраз (новые песни); отмечать правильно и неправильно поющих детей. 4. Петь малую терцию вниз (дети зовут «Коля»), затем мажорное трезвучие вниз («Я иду») в разных тональностях. 5. Петь звукоряд из пяти – восьми нот в нисходящем движении, транспонируя его. 10. Развитие певческого Следить за тем, чтобы диапазона пропеваемые звуки не вызывали напряжения и утомления голосового аппарата (РЕ 1 – ДО 2). 11. Развитие голоса силы Пропевать гласные звуки, постепенно увеличивая их количество (2, 3, 4 звука на одном выдохе) разными штрихами. 12. Развитие песенного Учить импровизировать творчества мелодию на заданный текст. Формировать умение сочинять мелодии различного характера: ласковую колыбельную, задорный или бодрый марш, плавный вальс, веселую плясовую. Расширять и учить самостоятельно применять приобретенный музыкально – практический опыт. 6. Уметь настраиваться по заданному звуку. 7. Исполнение песен небольшими подгруппами и индивидуально, цепочкой и по рядам. 1.«Колокол и колокольчики» имитирование звучания большого и маленького колокольчика (низкий и высокий звук). 2. «Горочка» (глиссандо). 3. «Маляр» произносить каждое слово на разной высоте. Краской крашу я карниз ВВЕРХ – ВНИЗ, ВВЕРХ – ВНИЗ – Вот и выкрашен карниз. 4. «Курица», «Качели», «Кошечка» (мя – а – у). Пропевание staccato, legato в разных ритмических рисунках. Сочинение попевок контрастного характера на предлагаемый текст, сочинение попевок и мелодий в определенном жанре. «Лифт», «Гуси», «Самолет», «Мишка», «Зайка, зайка, где бывал?». 13. Чувство ансамбля, Обращать внимание слаженность звучания детей на образное содержание, характер музыки, на средства музыкальной выразительности, направленные на передачу данного образа Яркое, эмоциональное исполнение песни педагогом. У детей – яркие эмоциональные ощущения, которые помогут лучше понять и в дальнейшем воплотить художественный образ. Подготовительная группа ( 6 – 7 лет) Этапы вокально – Программное Упражнения, задания, хоровой деятельности содержание распевки 1. Упражнения для Освободить мышцы шеи 1. Поднимание и расслабления и снятия и плечевого пояса от опускание плеч. мышечных зажимов зажимов, чтобы 2. Поднимание и шеи и плечевого пояса артикуляционный опускание плеч аппарат (губы, язык, поочередно. нижняя челюсть, мягкое 3. Вращение плеч. неба) был свободный и 4. Разнообразные послушный. движения руками: в стороны, вверх, вращение, плавательные движения и т. п. При развертывании грудной клетки – вдох, при опадании – выдох с произнесением гласных звуков. 5. Повороты и наклоны головы. 6. Вращение головы. 7. Поднимание и опускание головы с сильным нажатием подбородка на кулаки обеих рук. 8. Круговые медленные движения головой. 9. Упражнения «Жираф и бегемот», «Страус», «Качели», «Елочка», «Пчелка», «Месяц». 2. Пальчиковая Формировать тонкие 1,2,3,4,5,6 см. выше. гимнастика движения пальцев, стимулировать речевое развитие ребенка, способствовать улучшению артикуляционных движений, готовить кисти рук к письму, повышать работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребёнка. 3. Артикуляционная Способствовать сказка, логоритмика формированию навыка переключения с одного движения на другое в разных темпах и ритмах согласовывать амплитуду и скорость выполнения движений с заданным ритмическим стимулом – музыка в данном случае является естественным стимулятором и регулятором движений. 7. «Пальчики здороваются» соприкосновение по очереди подушечек пальцев правой и левой руки (большой с большим, указательный с указательным и т. д.), а затем «крепкое рукопожатие» надавливание подушечек пальцев. 8. «Кулак – кольцо» пальцы одной руки сжимаются в кулак, а пальцы другой по очереди с большим образуют кольцо, затем положения рук меняются. 1, 2, 3 – см. выше + «Заборчик» - верхняя челюсть стоит на нижней, губы в улыбке (для нижней челюсти). 4. Упражнения для губ – чередование «Улыбки» и «Трубочки + втягивание губ внутрь рта с плотным прижиманием их к зубам. 5. Упражнения для языка см. выше + «Качели» - вверх – вниз, «Лошадки» - цоканье (щелканье) языком, «Лопатка и иголочка» + «Чашечка», покусывание кончика широкого языка. 5. Лог.Распевки«Свеча», «Ежик», «Песня малышу», «В дождик», «Про Таню». 4. Дыхательная звуковая гимнастика и Вступая в резонансный контакт с тканями организма, звук совместно с дыханием улучшает их работу, усиливает защитные реакции и положительно влияет на некоторые участки тела и головного мозга. 1. см. выше + погладить нос (боковые его части) от кончика к переносице – вдох, на выдохе постучать по ноздрям средними пальцами; вдох левой ноздрей, правая ноздря закрыта, выдох правой (при этом закрыта левая ноздря), то же упражнение наоборот. 2. Энергично произносить «п – б», «т – д», «к – г» (для укрепления мышц губ, языка и глотки). 3. «Ладошки», «Погончики», «Насос» (А. Н. Стрельникова). 4. «Пузырики», «Насосик», «Говорилка», «Часики» , «Паровозик», «Ежик», «Каша кипит», «Гуси летят» ( по методу Б. С. Толкачева). 5. Дыхательно- Продолжать учить 1. Глубокий вдох через голосовые упражнения координировать ротовое нос – продолжительный носовое дыхание, выдох через рот. вырабатывать 2. «Заморозим продолжительный, подбородок», равномерный, «Заморозим ладошку», целеноправленный «Погреем ладошки» + выдох. дополнение (пункт № 4 и № 6) (приложение). 3. Длительное произнесение на одном выдохе гласных звуков сначала тихим, затем громким голосом: А (Э), У (О), Ы (И). 4. Произнесение на одном выдохе сочетаний из 2, а затем 6. Речевые ритмо- Способствовать интонационные игры развитию навыков осмысления интонационной и фонематической природы звука, расширять диапазон речевого и певческого голоса. 7. Ритмодекламация - Формировать синтез поэзии и музыки естественное звучание голоса, выразительное исполнение различных настроений в музыкальном или речевом материале. 8. Звукообразование Следить за ровным, легким, полетным характером звука, без из 3 гласных звуков (приложение, пункт № 8). Игры звукоподражательного характера (в различных голосовых регистрах, различными тембрами и различной силой звука); использование детского музыкального фольклора (потешки, считалки, дразнилки, прибаутки, пестушки) – постепенно замедляя и ускоряя текст; прием деления на команды (две или несколько) – одна команда произносит текст в высоком регистре и одновременно хлопает, вторая команда в низком регистре и шлепает по коленям, третья – произносит текст шепотом в заданном ритме, а четвертая – проигрывает ритмический рисунок на музыкальных инструментах. «Дождик», «Осенняя гамма», «Ритмические импровизации», «Каждому свой ритм», «Ритмические орнаменты», «Слушай сильную долю», «Дядя», «Солнышко и дождик», «Снеговик», «Игра с Дедом Морозом». 1. Пропевание гласных (см. выше). 2. К гласным 9. Чистота интонирования (строй хора) 10. Развитие певческого диапазона 11. Развитие голоса силы напряжения и присоединяем форсирования при согласные звуки головном звучании (пропевание слогов, (фальцетном). затем музыкальных фраз и русских народных песен). Продолжать развивать 1 – 7 см. выше. навыки интонационно 8. «Подравнивать» точного высоту и характер воспроизведения звучания к голосам мелодии с музыкальным других детей. сопровождением и без 9. Петь народные него. попевки и отрывки из них. Систематическое повторение выученных песен как с сопровождением, так и без него, слушание песен в хорошем исполнении взрослых и детей. Продолжать укреплять и 1.«Колокол и развивать певческий колокольчики» диапазон детей (ДО 1 – имитирование звучания РЕ 2). большого и маленького колокольчика (низкий и высокий звук). 2. «Горочка» (глиссандо). 3. «Маляр» произносить каждое слово на разной высоте. Краской крашу я карниз ВВЕРХ – ВНИЗ, ВВЕРХ – ВНИЗ – Вот и выкрашен карниз. Учить петь с Пропевание слов и постепенным словосочетаний на увеличением и crescendo и diminuendo. уменьшением силы звучания по восходящим и нисходящим секвенциям. 12. Развитие песенного Учить самостоятельно творчества придумывать мелодии, используя в качестве образца русские народные песни и танцы; самостоятельно импровизировать мелодии на заданную тему по образцу и без него, использую для этого знакомые песни, пьесы и танцы. Формировать и развивать первоначальные творческие проявления в самостоятельном поиске певческой интонации, в том числе используя вопросно – ответную форму при выполнении задания. 13. Чувство ансамбля, Привлечение слаженность звучания внемузыкальных ассоциаций: словесных пояснений, сопоставлений с литературными произведениями, изобразительным искусством, жизненными ситуациями. Импровизация и сочинение разнохарактерных мелодий в различных жанрах на заданную тему по образцу и без него; импровизация музыкальных вопросов и ответов. «Пчела жжужит», «Пароход гудит», «Что ты хочешь, кошечка?», «Играй, сверчок!» Коллективное пение знакомых песен на занятиях, праздниках, концертах, развлечениях. Одновременное вступление детей после фортепианного вступления, ритмическое и динамическое ансамблевое единство, согласованность пения. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ДОСТИЖЕНИЙ РЕБЕНКА ПОСЕЩАЮЩЕГО ВОКАЛЬНУЮ СТУДИЮ «ВЕСЕЛЫЕ НОТКИ» Любит петь, эмоционально передает в пении общий характер песни, смену ярких интонаций. Выразительно исполняет песню. Владеет основами звуковедения, интонирования, певческого дыхания. Проявляет себя в творческих песенных импровизациях. Знает, играет простые пьесы на металлофоне, а также в ритмическом оркестре на инструментах, не имеющих звукоряда. Передает характер пьесы, используя различные средства музыкальной выразительности. Импровизирует на детских музыкальных инструментах. Критерии уровня развития музыкальных способностей в процессе вокально – хоровой деятельности № 1. Параметры Ладовое чувство (способность эмоционально различать ладовые функции звуков мелодии, ощущать соподчинённость звуков, окраску мажора и минора). Задачи Закончить без сопровождения знакомую мелодию, начатую педагогом; различить и воспроизвести мажорное и минорное трезвучие; спеть музыкальный ответ на заданную загадку педагога. Критерии оценки В – точное (безошибочное) завершение мелодии; правильное чистое интонирование 6 звуков в трезвучиях мажора и минора; самостоятельное нахождение тоники в музыкальном ответе. С – не точное завершение мелодии; чистое интонирование 4 звуков в трезвучиях мажора и минора; затруднение в нахождении тоники в музыкальном ответе. Н – проговаривание слов песни в ритме; чистое интонирование 1-2 звуков в трезвучиях мажора и минора; трудности в нахождении тоники, отказ. 2. Музыкально – слуховые представления (способность произвольно пользоваться слуховыми представлениями, отражающими звуковысотное движение; способность, Спеть малознакомую песню без сопровождения; Повторить за педагогом голосом мелодии, играемые на инструменте и состоящие из 10-12 звуков. В – чисто интонирует всю мелодию; С – чисто интонирует отдельные отрезки мелодии; интонирует общее направление мелодии. Н – интонирует 1-2 звука, остальные слова песни проговаривает в ритме. 3. 4. проявляющаяся в воспроизведении по слуху мелодий). Чувство ритма (способность активно чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его). Эмоциональная выразительность (наличие интереса к певческой деятельности, развитость эмоционального восприятия, владение широким спектром эмоциональных состояний и чувств, способность сопереживать и личное отношение к музыке). Спеть знакомую песню и одновременно прохлопать её в ладоши; затем «спрятать» голос и «спеть» одними ладошками; прохлопать или проиграть на музыкальном инструменте ритм, исполняемой педагогом мелодии Спеть свою любимую песню. Также используется метод наблюдения за детьми во время вокально-хоровой работы и выступлений на праздниках, концертах и развлечениях. В – точное (безошибочное) воспроизведение ритмического рисунка; использование пунктирного, синкопированного ритма и пауз. С – воспроизведение ритмического рисунка с одним-двумя нарушениями и с некоторой помощью голоса; умение использовать половинные, четвертные , восьмые длительности и ноты с точкой, т. е. элементы пунктирного ритма. Н – неровное, сбивчивое исполнение ритмического рисунка при помощи голоса; чередование половинных и четвертных длительностей. В – активный интерес к певческой деятельности, просьба повторить, спеть понравившуюся песню; исполнение выразительное, высокая эмоциональная отзывчивость и способность сопереживать музыке. С - не стабильный интерес к певческой деятельности, исполнение не достаточно выразительное, однако внутренний настрой передаёт содержание исполняемого произведения. Н - безразличное отношение к певческой деятельности, исполнение не выразительное, эмоциональный настрой не соответствует содержанию песни. 5. 6. Личностное развитие в коллективе – гармонизация детских отношений (отслеживание эффективности работы по развитию нравственного сознания, нравственных чувств, нравственного поведения, эмоциональной уравновешенности; изучение осознания детьми таких нравственных качеств, как доброта-злость, щедростьжадность, трудолюбие-лень, правдивостьлживость и т. д.). Дикция и артикуляция (правильное произношение гласных и согласных, чёткое произношение слов (разборчивость, осмысленность, грамотность произношения), соблюдение логических ударений в музыкальных «Закончи историю». Детям предлагается послушать историю, закончить которую они должны сами. Также используется метод наблюдения за детьми в процессе вокально-хоровой деятельности на занятиях, концертах, праздниках и свободной самостоятельной деятельности. В – понимание и адекватное оценивание предложенной ситуации, проявление сочувствия, сострадания, сопереживания, самостоятельное желание оказывать помощь, заботливость, внимание. С – адекватное оценивание предложенной ситуации, оказание помощи по просьбе педагога. Н – неадекватное оценивание предложенной ситуации, нежелание оказывать помощь, демонстрация негативного отношения к нуждающемуся в помощи товарищу. Индивидуальное пропевание ребёнком отдельных музыкальных фраз из знакомых песен; проговаривание скороговорок, чистоговорок. В – дикция чёткая, разборчивая, соблюдаются логические ударения в музыкальных фразах. С – дикция не всегда разборчивая, не правильное произношение некоторых окончаний слов, не всегда соблюдаются логические ударения в музыкальных фразах. Н – вялые, слабые артикуляционные движения – дикция не разборчива, или, наоборот, слишком энергичная работа губ, языка, фразах. 7. 8. нижней челюсти – звучание излишне открытое, малоприятное; не соблюдаются логические ударения в музыкальных фразах. Дыхание (умение Индивидуальное В – взятие дыхания перед брать дыхание пропевание началом пения и между перед началом ребёнком музыкальными фразами, пения и между знакомых русских пропевание всей музыкальными народных или музыкальной фразы на одном фразами, умение любимых песен. дыхании, вдох спокойный, правильно активный, бесшумный, не распределять поднимая плеч. дыхание и С взятие активного удерживать его до дыхания перед началом конца пения и между музыкальной музыкальными фразами, фразы). прерывистое дыхание посередине 1-2 слов. Н – дыхание прерывистое, с подниманием плеч, неумение распределять одно дыхание на всю музыкальную фразу. Звукообразование Спеть любимую В – «мягкая атака» звука, без (естественный, песню. толчков (первоначальный высокий, светлый момент образования звука), звук, без крика и хорошая работа органов напряжения; голосового аппарата (нижней протяжность, челюсти, губ, мягкого нёба с напевность маленьким язычком), звучания). правильное произношение гласных и согласных звуков, пение естественным, высоким, светлым звуком без крика и напряжения. С – «мягкая атака» звука, но не всегда правильное произношение гласных и согласных, пение напряжённое. Н – не уверенный и не точный первоначальный момент образования звука, не чёткая работа органов Чистота интонирования (интонационно точное воспроизведение мелодии с музыкальным сопровождением и без него; координация между слухом и голосом). Спеть знакомую песню с музыкальным сопровождением, спеть знакомую песню без музыкального сопровождения. 10. Слаженность (стройное, слитное пение; умение петь в ансамбле). Коллективное пение знакомых песен на занятиях, праздниках, концертах, развлечениях. 9. голосового аппарата, наличие крика и напряжения голосовых связок. В – чисто интонирует всю мелодию с музыкальным сопровождением и без него. С - чисто интонирует всю мелодию с музыкальным сопровождением, интонирует отдельные отрезки мелодии и общее направление мелодии без музыкального сопровождения. Н проговаривает слова песни в ритме с сопровождением и без него. В – одновременное вступление детей после фортепьянного вступления, ритмическое и динамическое ансамблевое единство, согласованность пения. С – одновременное вступление детей после фортепианного вступления, но во время исполнения прослеживается неровность звучания голосов. Н – не точное начало пения всеми участниками хора (ансамбля) после фортепианного вступления, неровность звучания голосов, нарушение хорового ансамбля. Список участников контрольной группы 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Общий 10 уровень музыкаль ности Итог ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: − у детей выработалась правильная певческая установка; − улучшилась певческая дикция, произношение текста стало более чётким и понятным; − улучшилось певческое дыхание – многие дети научились делать короткий, энергичный вдох и выдох за счёт постепенного расхода дыхания на всю продолжительность музыкальной фразы; − у детей расширился певческий диапазон; − улучшилось качество интонирования с музыкальным сопровождением и без него; − продолжает совершенствоваться навык правильного звукообразования; − исчезла крикливость, скандированное пение и неоднородность звука в исполнении произведений; − улучшилось качество звучания голоса – появилась звонкость, полётность, мягкость; − повысилась способность чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его; − дети стали исполнять песни более выразительно; − пение стало более согласованным; − в поисковой группе сформировался коллектив, участники которого стали чувствовать ответственность за собственное исполнение и исполнение своих товарищей; − дети стали более открытыми, доброжелательными, готовыми прийти на помощь и умеющими проявить сочувствие и поддержку. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Алиев Ю. Б. Пение на уроках музыки : метод. пособие для учителей нач. школы. М. : Просвещение, 1978. 175 с. Алмазов Е. И. Развитие детского голоса. М.: Акад. пед. наук РСФСР, 1963. 344 с. Асафьев Б. В. О хоровом искусстве. Л. : Музыка, 1980. 216 с. Багадуров В. А. Вокальное воспитание детей. М. : Акад. пед. наук РСФСР, 1953. 96 с. Боровик Т. А. Звуки, ритмы и слова: учебное пособие. Мн. : Книжный дом, 1999. 112 с. Ветлугина Н. А. Музыкальносе воспитание и развитие ребёнка : диссертация [Электронный ресурс]. URL : www. childpsy. ru/ dissertations Выготский Л. С. Игра и её роль в психическом развитии ребёнка : стенограмма лекции [Электронный ресурс]. URL : http:// dob.1september.ru/article. Выготский Л. С. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. М. : Педагогика, 1991. 480 с. Гогоберидзе А. Г., Дергунская В. А. Детство с музыкой. Современные педагогические технологии музыкального воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста: учебно-методическое пособие. СПб. : ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2010. 656 с. Дмитриев Л. Б. Основы вокальной методики. М. : Музыка, 2007. 368 с. Дмитриевский Г. А. Хороведение и управление хором. М. : Планета музыки, 2007. 112 с. Добровольская Н. Н. Вокально-хоровые упражнения в детском хоре. М. : Музыка, 1987. 48 с. Дубровская Е. А. Ступеньки музыкального развития : пособие для муз. руководителей, работающих с детьми седьмого года жизни. М. : Мозаика – Синтез, 2008. 96 с. Зацепина М. Б. Музыкальное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. М. : Мозаика – Синтез, 2008. 96 с. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения. 2-е изд., дополн. М. : ГНОМиД, 2007. 16 с. Кононова Н. Г. Музыкально-дидактические игры для дошкольников. М. : Просвещение, 1982. 96 с. Куприна Н. Г. Народная педагогика и музыкальное воспитание детей : метод. пособие / Объединение «Дворец молодёжи». Екатеринбург, 2001. 35 с. Куприна Н. Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста : пособие для студ. пед. вузов. Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2003. 234 с. Метлов Н. А. Музыка – детям: пособие для воспитателя и муз. руководителя дет. сада. М. : Просвещение, 1985. 144 с. Методика музыкального воспитания в детском саду / Под ред. Н. А. Ветлугиной. М. : Просвещение,1982. 271 с. Овчинникова Т. С. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика на занятиях в детском саду. СПб. : КАРО, 2006. 64 с. Овчинникова Т. С. Логопедические распевки. СПб. : КАРО, 2006. 61 с. Огороднов Д. Е. Методика музыкально-певческого воспитания [Электронный ресурс]. СПб: Планета музыки, 2014. 224 с. ЭБС «Лань». URL : http://e.lanbook. com/view/book/44212/ Радынова О. П., Катинене А. И., Палавандишвили М. Л. Музыкальное воспитание дошкольников: Учеб. для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. М. : Академия, 2000. 240 с. Струве Г. А. Хоровое сольфеджио. М. : Сов. композитор, 1979. 110 с. Стулова Г. П. Хоровое пение. Методика работы с детским хором [Электронный ресурс]. СПб. : Планета музыки, 2014. 176 с. ЭБС «Лань». URL : http://e.lanbook.com/view/book/44213/ ФГОС дошкольного образования о музыкальном развитии ребёнка. [Электронный ресурс]. URL : http://www.resobr.ru/materials/45/50379/. ФГОС общего образования и разработанные к ним документы [Электронный ресурс]. URL : http://standart.edu.ru. 29.Чупаха И. В., Пужаева Е. З., Соколова И. Ю. Здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе. М. : Илекса, Народное образование; Ставрополь, 2004. 400 с. 30. Эстетическое воспитание в детском саду/ Под ред. Н. А. Ветлугиной. М. : Просвещение, 1978. 207 с. ПРИЛОЖЕНИЕ 1 АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА Слегка прикусить язык зубами. (4 раза) Высовывать язык до отказа, слегка прикусывая последовательно кончик языка и все, более далеко отстоящие поверхности. Покусать язык попеременно правыми и левыми коренными зубами, как бы жуя его. (4) Сделать языком круговое движение между губами и зубами (4), то же в другую сторону. Упереться языком в верхнюю губу. В нижнюю губу, в правую и левую щеки, пытаясь как бы протолкнуть их насквозь. Пощелкивание языком, изменяя форму рта. Произвольно произносить более низкие или высокие звуки – щелчки. Пройти по всему лицу от корней волос на лбу до шеи пальцами круговым разминающим массажем. Пройти по всему лицу поколачивающим массажем кончиками согнутых пальцев. Удары должны быть достаточно сильными, чтобы лицо «загоралось». Помассажировать пальцами челюстно-височные суставы. ПРИЛОЖЕНИЕ 2 КОМПЛЕКС ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ Э.М. ЧАРЕЛИ ( гимнастика проводится стоя или сидя, при этом сохраняется осанка – развернутые плечи, прямая спина, подобранный живот, вдох неглубокий.) Погладить нос (боковые его части) от кончика к переносице – вдох. На выдохе постукивать по ноздрям. (5) Рот закрыт. Сделать вдох и выдох через правую и левую ноздрю, закрывая ее поочередно указательным пальцем. (5) Рот открыт. Сделать вдох и выдох носом. (5) На вдохе носом оказывать сопротивление воздуху, надавливая пальцами на крылья носа. (5) Рот открыт, язык поднят к верхнему небу. Подышать через нос. Сделать вдох носом. На выдохе протяжно протянуть звук «ммммммммм» одновременно постукивать пальцами по крыльям носа. (5) Закрыть нос пальцами и сосчитать до 10, то же повторить с открытым носом. Массаж нижней челюсти: обеими руками массажировать нижнюю челюсть по направлению от центра к ушам. Массаж горла: поочередно гладить горло то левой, то правой рукой. Энергично произносить «п – б», «п – б». произношение этих звуков укрепляет мышцы языка. Энергично произносить «т – д», «т – д». Несколько раз зевнуть. Зевание стимулирует не только весь гортанно – глоточный аппарат, но и деятельность головного мозга, а также снимает стрессовое состояние. ПРИЛОЖЕНИЕ 3 ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА Средняя группа Большой и маленький. Подняться на носки, вытянуть руки вверх. Со звуком у-х-х присесть, обхватить голени и подтянуть голову к коленям. Паровоз. Двигаясь по комнате, имитировать движения колес паровоза и произносить чух-чух, меняя громкость и скорость. Гуси летят. Медленно ходить, имитируя полет. На вдохе поднять руки, на выдохе — опустить (8—10 раз), со звуком г-у-у. Дровосек. Руки сложить топориком и поднять вверх, затем резко наклонить туловище и прорезать пространство между ног (5—8 раз), произнести б-а-х. Часы. Со звуком тик наклониться в левую сторону, со звуком так - в правую (4 – 5 раз). Старшая группа Погреемся. Руки развести в стороны, затем быстрым движением скрестить их перед грудью, хлопнуть ладонями по плечам, произнеся у-х-х! (8—10 раз). Мельница. Вытянуть руки вверх и медленно вращать ими со звуком ж-р-р, увеличивая скорость (6—7 раз). Сердитый ежик. Присесть ниже, обхватить голени, опустить голову, произнести звук ф-рр (3—5 раз). Лягушонок. Слегка присесть и сделать прыжок с продвижением вперед. На выдохе произнести к-в-а-а-к. Заблудился в лесу. Сделать вдох, на выдохе прокричатьау-у. Великан и карлик. Поднять руки вверх и потянуться, сделав вдох. Расслабленно опустить руки до самого пола, глубоко выдохнув. Подготовительная к школе группа Часы. Размахивая прямыми руками вперед-назад, произнести тик-так (10—12 раз). Ловим комара. Направлять звук з-з-з в разные стороны и хлопать руками в местах, где он может находиться (4—5 раз). Косарь. Имитировать движения косаря, занося то влево, то вправо воображаемую косу со звуком ж-у-х (5—8 раз). Трубач. Воображаемую трубу поднести к губам и, нажимая на клавиши, произносить звуки ту-ту-ту (15—20 с ). Будильник. Сесть на пол, скрестив ноги. Обхватить голову руками и делать ритмичные движения из стороны в сторону со словами тик-так. Через 3—4 раза вытягивать голову вперед, имитируя движения кукушки, и произносить куку. Насос. Резко наклониться 2—3 раза в одну сторону, скользя по ноге руками и произнося звук с-с-с (по б—8 раз в каждую сторону). ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА ЛЮБИМЫЙ НОСИК Цель: научить детей дыханию через нос, профилактике заболеваний верхних дыхательных путей. А сейчас без промедления Мы разучим упражнения, Их, друзья, не забывайте И почаще повторяйте. 1. Погладить свой нос от крыльев к переносице — вдох, обратно — выдох (5 раз). Вдох — погладь свой нос От крыльев к переносице. Выдох — и обратно Пальцы наши просятся. 2. Сделать вдох левой ноздрей; правая — закрыта, выдох правой ноздрей, при этом левая закрыта (5 раз). Вдохни одной ноздрей, а выдохни другою. Попеременно ноздри при этом закрывай. Сиди красиво, ровно, спинка — прямо. И насморк скоро убежит, ты так и знай! 3. Сделать вдох. На выдохе протяжно тянуть звук м-м-м, одновременно постукивая указательными пальцами по крыльям носа (3 раза). Дай носу подышать, На выдохе мычи. Звук [м] мечтательно пропеть старайся, По крыльям носа пальцами стучи И радостно при этом улыбайся. ДЫХАТЕЛЬНЫЕ И ЗВУКОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ (проводятся во всех группах) Артикуляционная гимнастика Трактор. Энергично произносить д-т, д-т, меняя громкость и длительность (укрепляем мышцы языка). Стрельба. Стрелять из воображаемого пистолета: высунув язык, энергично произнести к-г-к-г(укрепляем мышцы полости глотки). Фейерверк. В новогоднюю ночь стреляем из хлопушки, и рассыпается фейерверк разноцветных огней. Энергично произнести п-б-п-б (укрепляем мышцы губ). Несколько раз зевнуть и потянуться. (Упражнение стимулирует гортанноглоточный аппарат, деятельность головного мозга и снимает стрессовые состояния). Гудок парохода. Набрать воздух через нос, задержать на 1—2 с и выдохнуть через рот со звуком у-у-у, сложив губы трубочкой. Упрямый ослик. Выбираются ослики и погонщики. Ослики бегут и останавливаются. Погонщики уговаривают осликов, а те начинают кричатьй-а-й-а (укрепляем связки гортани). Плакса. Имитируем плач, произнося ы-ы-ы(звук [ы] снимает усталость головного мозга). КОМПЛЕКС ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ГОРЛА Лошадка. Цокать язычком, как лошадки, то громче, то тише. Скорость движения лошадки то увеличиваем, то снижаем (20—30 с). Ворона. Произнести протяжно ка-а-а-ар (5—6 раз), поворачивая голову или поднимая ее. Громко каркала ворона и охрипла. Стала каркать беззвучно и с закрытым ртом ( 6 – 7 раз). Змеиный язычок. Длинный змеиный язычок пытается высунуться как можно дальше и достать до подбородка (6 раз). Зевота. Расслабиться, опустить голову, широко раскрыть рот. Не закрывая его, вслух произнести о-о-хо-хо-о-о-о, позевать (5—6 раз). Веселые плакальщики. Имитировать плач, громкие всхлипывания с шумным вдохом, без выдоха (30—40 с). Смешинка. Попала смешинка в рот, и невозможно от нее избавиться. Глаза прищурить, губы раздвинуть и произнести ха-ха-ха, хи-хи-хи - звуком так — в правую (4—5 раз). ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Музыкально – дидактические игры для детей дошкольного возраста Веселые матрешки Программное содержание: Учить детей различать звуки по высоте. Игровые пособия: Матрешки трех величин по числу играющих. Музыкально-дидактический материал: Металлофон. Ход игры: Воспитатель играет на металлофоне, когда звук низкий – танцуют маленькие матрешки, высокий – высокие, средний – средние. Какой инструмент звучит Программное содержание: Учить детей различать тембр музыкальных инструментов. Игровые пособия: Карточки с изображением музыкальных инструментов. Музыкально-дидактический материал: Детские музыкальные инструменты. Ход игры: Дети разделены на пары (тройки) перед каждой парой лежит набор карточек. Воспитатель за ширмой играет на инструменте, дети поднимают ту карточку, на которой изображен звучащий инструмент. Колокольчики Программное содержание: Учить детей различать силу звучания. Игровые пособия: Наборы колокольчиков разной величины. Ход игры: Педагог играет на фортепиано, меняя силу звучания. Дети поднимаю колокольчики в зависимости от того, как звучит инструмент. На громкое звучание поднимают вверх большие колокольчики, на тихое – маленькие, на умеренно громкое – средние. Угадай-ка Программное содержание: Учить детей различать длительность звуков. Игровые пособия: Вырезанные из бумаги круги большие и маленькие черного и белого цветов по количеству игроков. Музыкально-дидактический материал: Бубен или барабан. Ход игры: Дети делятся на две команды. В руках у первой – большие круги белого цвета, у второй – маленькие черные. При исполнении долгих звуков вверх поднимаются белые круги, коротких – черные. Педагог многократно без остановок изменяет длительность звучания и следит за правильной реакцией детей. Прогулка Программное содержание: Различать спокойный и бодрый характер музыкальных произведений. Музыкально-дидактический материал: «Погуляем» Т.Ломовой, «Марш» Э. Парлова. Ход игры: Дети делятся на две команды. При исполнении произведения спокойного характера по коленям хлопает одна команда, под бодрое произведение вторая команда хлопает в ладоши. Море и ручеёк Программное содержание:Учить детей различать темп музыки. Игровые пособия:Наборы картинок с изображением волн моря и ручейка. Музыкально-дидактический материал:«Бег» Е.Тиличеевой, «Французская мелодия» обр. А.Александрова. Ход игры: При исполнении произведения быстрого темпа дети поднимают картинки с изображением ручейка, медленного – с изображением моря. 2-й вариант. При звучании произведения медленного характера дети двигаются, выполняя плавные движения, изображая волны, быстрого – двигаются, импровизируя течение ручейка. 3-й вариант. Дети встают в два круга. Команда «море» при звучании медленного произведения поднимает и опускает сцепленные руки («волны»), при исполнении быстрого произведения команда «ручеек» двигается по кругу легким бегом. Три медведя Программное содержание:Учить детей различать высоту звуков. Игровые пособия:Плоскостное изображение медведей большого, среднего и маленького размера на каждого ребенка. Музыкально-дидактический материал: «Мишка» М.Раухвергера. Ход игры: Когда произведение звучит в высоком регистре, выходят погулять медвежата, когда в среднем – мамы – медведицы, в низком – папы – медведи. Последовательность регистровых звучаний варьируется. 2-й вариант. Дети изображают медведей, и каждый ребенок двигается в соответствии с заданной ему ролью и под соответствующее звучание музыкального произведения. Букеты Программное содержание: Учить детей различать длительность звуков. Игровые пособия: Цветы небольшого размера по два у каждого ребенка. Музыкально-дидактический материал: Бубен. Ход игры: Педагог играет долгие и короткие звуки в зависимости от звучания дети кивают головками цветов или кружатся, подняв цветы над головой. Лесная прогулка Программное содержание: Учить детей различать тембры звучания инструментов: барабана,бубна, погремушки. Развивать музыкально-ритмическое чувство. Игровые пособия: Шапочки медведей, зайцев, белочек по количеству детей. Музыкально - дидактический материал: Барабан, бубен, погремушка. Ход игры: Детей делят на три группы и каждую группу располагают в своем домике. На звучание погремушки выходят гулять белочки, барабана – медведи, бубна – зайчики. На лесной полянке звери друг другу уступают и, как только сменится инструмент – стоят на месте те, чей инструмент молчит. По окончании игры все прячутся в свои домики. Кошки и мышки Программное содержание:Учить детей различать громкие и тихие звуки. Игровые пособия:Шапочки кошек и мышек по количеству детей группы. Музыкально-дидактический материал: Металлофон, любая плясовая мелодия. Ход игры: Дети делятся на две команды. Каждая живет в своем домике. Мышки выходят гулять под тихие звуки, кошки – под громкие. Когда сила звучания меняется, мышки приседают (прячутся), а кошки стоят на месте и оглядываются, в то время. Как мышки двигаются. По команде педагога «лови» кошки начинают ловить мышек. Козлята и Волк Программное содержание:Учить детей различать форму, характер и средства выразительности музыкальных произведений. Игровые пособия: Шапочка - маска волка. Музыкально-дидактический материал: «Козлята», «Волк» Т.Ломовой. Ход игры: Под музыку «Козлята» дети резвятся, как только начинает звучать произведение «Волк», выбегает волк (ребенок в шапочке – маске волка) и ловит козлят. Ах, как песенку поём! Программное содержание: Учить детей различать и правильно передавать ритмический рисунок песен. Музыкально-дидактический материал: Детские музыкальные инструменты, мелодии знакомых песен. Ход игры: Педагог предлагает воспроизвести на детском музыкальном инструменте (металлофоне, бубне, барабане) ритмический рисунок знакомой песни, дети угадывают и вместе поют песню. Бабочки Программное содержание: Учить детей различать и передавать в движении темп музыкального произведения. Музыкально-дидактический материал: Металлофон. Ход игры: Под быстрое звучание металлофона дети летают как бабочки, а под медленное – кружатся. Несколько раз упражнение повторяется с последовательной сменой звучания, затем педагог говорит. Что будет загадывать бабочкам музыкальные загадки: играть несколько раз быстро, а один – медленно и наоборот, а бабочки должны разгадать музыкальные загадки. Барабан и погремушка Программное содержание: Учить детей различать тембр, названия музыкальных инструментов, передавать ритмический рисунок произведения. Игровые пособия: Барабаны и погремушки. Музыкально-дидактический материал: «Барабан» Д.Кабалевский, «Погремушка» В.Тиличеева. Ход игры:Когда исполняется произведение «Барабан» дети играют на барабане, передавая ритмический рисунок или отмечая сильную долю, когда звучит произведение «Погремушка» - играют на погремушках. «КАПУСТА» Мы капусту рубим – рубим, Мы морковку трем – трем, Мы капусту солим – солим, Мы капусту жмем, жмем, («рубим» ребрами ладоней) ( «трем» кулачками) ( имитируем посыпание солью) (сжимаем кисти рук) Сок капустный пьем, пьем. («собираем» сок ладошками) «ЭХО» (использование приема эхо – две команды) Кто живет под потолком? Гном, гном, гном. У него есть борода? Да, да, да. Как встает он по утрам? Сам, сам, сам. Кто с ним утром кофе пьет? Кот, кот, кот. И давно он там живет? Год, год, год. Кто с ним бегает вдоль крыш? Мышь, мышь, мышь. Ну, а как его зовут? Скрут, скрут, скрут. Он капризничает, да? Ни – ког – да! «ЭЙ, ХВОСТАТЫЙ, ХИТРОВАТЫЙ!» Эй, хвостатый, хитроватый, это ты на дне сидишь? Ч–ч–ч Эй, хвостатый, хитроватый, это ты в траве шуршишь? Ш–ш–ш Эй, хвостатый, хитроватый, это ты в ветвях повис? С–с–с Эй, хвостатый, хитроватый, не боюсь твоих шу – шу! Укушу - укушу –у – у ! ! ! ПРИЛОЖЕНИЕ 5 «ВЕСЁЛЫЙ СТАРИЧОК» Жил на свете старичок Маленького роста И смеялся старичок (наклоны вправо – влево) (показываем рукой рост старичка) (наклоны вправо – влево) Чрезвычайно просто (руки вперед ладонями вверх) Хи – хи – хи Да ха – ха – ха Хо – хо – хо Да бух – бух Ги – ги – ги Да га – га – га Го – го – го Да трюх – трюх (руки к подбородку тыльной стороной вверх) (руки к подбородку ладонями вверх) (руки скрестить на груди) (хлоп, хлоп) (правой рукой показываем гуся) (левой рукой показываем гуся) (обеими руками показываем гуся) (тарелочки) Раз, увидя паука, Страшно испугался Но, схватившись за бока, Громко рассмеялся (показываем паука) (беремся руками за голову, качаем головой) (руки на пояс) (наклоны вправо – влево) А, увидя стрекозу Страшно рассердился Но от смеха на траву Так и повалился (показываем два больших глаза) (грозим пальцем) (моторчик) (моторчик) Хи – хи – хи Да ха – ха – ха Хо – хо – хо Да бах – бах Ой, ребята, не могу Ой, ребята! Ах! Ах! (руки к подбородку тыльной стороной вверх) (руки к подбородку ладонями вверх) (руки скрестить на груди) (хлоп, хлоп) (руки кладем на живот) (руки вперед и вниз) «ЧУДЕСА» Чудо, чудо, чудеса На пеньке стоит лиса Палочкою машет Два медведя пляшут Вот какие чудеса Два медведя пляшут Зайцы взялись за бока Заплясали трепока Прилетали утки Заиграли в дудки И березы в пляс пошли Хороводы завели Солнце заплясало Всем теплее стало (пружинка вправо – влево) (показываем лису) (дирижируем) (показываем медведя) (удивляемся) (показываем медведя) (руки на пояс) (одна рука на поясе, другая за головой) (машем руками) (играем на дудочке) (каблучки) (каблучки) (руки вверх) (руками обнимаем плечики) Вот какие чудеса Всем светлее стало (удивляемся) (руки вверх) «СОГРЕВАЛОЧКА» Мы ногами топ – топ – топ А руками хлоп – хлоп – хлоп Головою круть – круть – круть Постучали в грудь – грудь – грудь Пяточками топ –топ – топ По коленкам шлеп – шлеп – шлеп Мы конфетку ам- -ам – ам И погладим по бокам А потом животики Улыбнулись ротики Хлопнем мы в ладошки И погладим ножки А на улице мороз Заморозил деткам нос Заморозил ушки Щечки, словно плюшки! (притопы) (хлопки) (повороты головы вправо – влево) (кулачками стучим по груди) (притопы пятками) (шлепаем по коленкам) (открываем широко ротик) (гладим бока) (гладим животик) (показываем ротик) (хлопки) (гладим ножки) (ладошки к щечкам, качаем головой) (греем носик) (греем ушки) (показываем щечки) «СНЕГ» Как на горке снег, снег И под горкой снег, снег Как на елке снег, снег И под елкой снег, снег А под снегом спит медведь Тише, дети, не шуметь (хлопки вверху) (хлопки внизу) (хлопки вверху) (хлопки внизу) (перевалочка) (пальчик приставить к губам) «ЛАДОШКИ» Ладушки – ладошки к бабушке в окошко Постучались: «Тук, тук, тук. Это – внучка, это – внук. Заходите на порог Будем печь колобок (хлопки) (стучим кулачками) (поднять сначала одну руку, потом вторую) (сложить руки полочкой) («печем» колобок)