Программа Логоритмика

Пояснительная записка
Данная дополнительная общеобразовательная программа направлена на активизацию
словарного запаса, развитию крупной и мелкой моторики рук детей младшего дошкольного
возраста.
Актуальность. С каждым годом, по наблюдению педагогов, в детском саду растет
количество детей с различными речевыми патологиями. Современная ситуация в системе
образования, в которой происходит изменения, связанные с ориентацией на ценностные основания
педагогического процесса, его гуманизацию и индивидуализацию в подходах к решению проблем
конкретного ребёнка, побуждает педагогов и специалистов к созданию новых моделей, поиску
новых форм и технологий специализированной помощи детям, имеющим проблемы в
психофизическом развитии, воспитании, общении и поведении. Преодоление нарушений
звукопроизношения в дошкольном возрасте имеет огромное значение в последующей жизни
ребёнка. Недостатки звукопроизношения могут явиться причиной отклонений в развитии таких
психических процессов, как память, мышление, воображение, а также сформировать комплекс
неполноценности, выражающийся в трудности общения. Своевременное устранение недостатков
произношения поможет предотвратить трудности в овладении навыками чтения и письма. Перед
специалистами, работающими с детьми с речевыми нарушениями, стоит задача поиска наиболее
эффективных методов формирования произносительных возможностей, сохранения и укрепления
физического здоровья дошкольников, создания такой артикуляционной базы, которая
обеспечивала бы наиболее успешное овладение навыками нормативного произношения.
Одной из универсальных базовых способностей человека является ритмическая
способность. По слова известного педагога Э. Жака-Далькроза, «Пространство и время наполнены
материей, подчиненной законам вечного ритма».
Все в нашем организме подчинено ритму – работает ли сердце, легкие или мозговая
деятельность. Развитие ритма тесно связано с формированием пространственно-временных
отношений. Двигательный ритм влияет на становление речевых механизмов. Чувство ритма
помогает быстрее и легче усваивать стихотворения, понимать музыкальные произведения.
Поэтому в детском саду необходимо проводить занятия логоритмикой.
Логоритмика полезна всем детям, имеющим проблемы становления речевой функции, в
том числе, алалия, задержки речевого развития, нарушения звукопроизношения, заикание,
аутистические расстройства. Очень важна логопедическая ритмика для детей с так называемым
речевым негативизмом, так как занятия создают положительный эмоциональный настрой к речи,
мотивацию
к
выполнению
логопедических
упражнений
и
пр.
Направленность программы: услуги логопедической помощи для детей дошкольного
возраста, программа способствует формированию устойчивого интереса к музыкальной и речевой
деятельности, поддерживает положительное эмоциональное отношение детей к логоритмическим
упражнениям, а, значит, помогает достигнуть лучшей результативности в обучении и воспитании.
Особенности программы: Логоритмические занятия направлены на всестороннее развитие
ребёнка, совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение
ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых заданий, на способность
преодолевать трудности, творчески проявлять себя. Кроме того, логоритмика с использованием
здоровьесберегающих технологий оказывает благотворное влияние на здоровье ребенка: в его
организме происходит перестройка различных систем, например, сердечно-сосудистой,
дыхательной, речедвигательной.
Логоритмические занятия основаны на тесной связи слова, движения и музыки. Они
включают в себя пальчиковые, речевые, музыкально – двигательные и коммуникативные игры,
упражнения для развития крупной и мелкой моторики, песни и стихи, сопровождаемые
движениями, двигательные упражнения, несложные танцы, дидактические игры, способствующе
развитию чувства ритма. Работа по созданию ритмического строя речи в основном принадлежит
играм, которые созданы на основе стихотворного текста. Такие игры учат детей координировать
движения со словом, что способствует, в первую очередь, речевому развитию детей.

Сюжетно-тематическая организация занятий позволяет каждому ребёнку чувствовать
себя комфортно, уверенно, т.к. в игре максимально реализуются потенциальные возможности
детей.
Комплексно-игровой метод наиболее целесообразен для развития познавательных
процессов и соответствует детским психофизическим данным. Такое построение занятий
позволяет добиться устойчивого внимания на протяжении всего занятия и соответственно
повышает результативность в усвоении знаний.
Все упражнения проводятся по подражанию. Речевой материал предварительно не
выучивается.
По желанию педагога возможно заменить музыкальный или речевой материал на
аналогичный, сократить занятие в зависимости от индивидуальных возможностей детей.
Регулярное проведение логоритмических занятий способствует быстрому развитию речи и
музыкальности, формирует положительный эмоциональный настрой, учит общению со
сверстниками.
Цель программы: Логопедическая ритмика — одно из звеньев коррекционной педагогики.
Прежде всего, это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического,
музыкально-ритмического и физического воспитания. Ее основой являются речь, музыка и
движение. Поэтому цель данной программы - коррекция и профилактика имеющихся отклонений
в речевом развитии ребёнка посредством сочетания слова и движения.
Задачи:

активизировать словарный запас, развитие фонематического восприятия и фонематических
представлений;

развивать чувство ритма и умение чёткости координированных движений во взаимосвязи с
речью, способности ощущать в музыке, движениях и речи ритмическую выразительность;

развивать слуховое внимание и память;

развивать коммуникативные способности детей; творческое использование музыкальноритмических навыков в повседневной жизни;

воспитание эмоционально-волевых качеств личности ребёнка.
Принципы построения программы:
1. Принцип научности. Подкрепление всех коррекционных и оздоровительных мероприятий
научно обоснованными и практически апробированными методиками.
2. Принцип системности. Логоритмическая работа должна способствовать формированию языка
в целом, как системы взаимосвязанных и взаимозависимых единиц.
3. Принцип последовательности. Каждое из коррекционных направлений логоритмики
реализуется в процессе поэтапной работы.
4. Принцип учета уровня развития ребёнка. Л. С. Выготский предложил выделять в развитии
ребенка два основных уровня: уровень актуального развития (самостоятельное решение
предлагаемых задач) и уровень потенциального развития (способность решения задач при
соответствующей помощи со стороны педагога), таким образом, следует проводить обучение
ребенка от выполнения задачи с помощи педагога к самостоятельному ее решению. Любое
предлагаемое задание должно быть заведомо легко выполнимым, с учетом уровня развития
ребенка и этапа коррекционного воздействия.
7. Принцип повторений умений и навыков. В результате многократных повторений
вырабатываются динамические стереотипы.
8. Принцип отбора лингвистического материала. Правильно подобранный лингвистический
материал выступает как одно из важных основных условий коррекции. Удобный для
произношения текст, в котором отсутствуют или редко встречаются трудные звукосочетания,
много гласных звуков.

9. Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания. Главная цель образования –
ребенок, развитие которого планируется, опираясь на его индивидуальные и возрастные
особенности.
10. Принцип активного обучения. На занятиях логоритмикой используются активные формы и
методы обучения – игры, активное слушание, творческие задания, импровизации, выполнение
оздоровительных упражнений в движении под музыку.
11. Принцип результативности. Получение положительного результата развития и коррекции
речи, оздоровления каждого ребенка.
Возраст детей, участвующих в реализации данной общеобразовательной программы –
дополнительной общеразвивающей программы: 2 – 3 лет; 3 – 4 года.
Занятия проводятся во вторую половину дня. Тема берётся на два занятия.
Структура логоритмического занятия:
1.Вводная часть. Используются вводные упражнения, которые дают установку на разнообразный
темп движения с помощью музыки, упражнения, направленные на тренировку памяти, внимания,
координации движений, регулировку мышечного тонуса.
2.Основная часть. Включает в себя слушание музыки для снятия эмоционального и мышечного
напряжения, пение, игру на музыкальных инструментах, подвижные малоподвижные игры,
упражнения на развитие дыхания, внимания, голоса, артикуляции, счётные упражнения,
упражнения на развитие координации движения, на координацию речи с движением, на
координацию пения с движением, упражнения на развитие речевых и мимических движений,
общей моторики, мимических мышц, дыхания, чувства ритма и темпа, упражнения на регуляцию
мышечного тонуса.
3.Заключительная часть. Упражнения на восстановление дыхания, снятие мышечного и
эмоционального напряжения, релаксационные упражнения, упражнения на развитие дыхания.
Сроки реализации дополнительной образовательной программы: 2 года. Ребенок может
включиться в освоение программы на любом этапе ее реализации.
Формы занятий: игровое занятие.
Режим занятий: 2 раз в неделю.
Количество учебных часов в неделю:
- для детей 2 – 3 лет 10 минут
- для детей 3 – 4 лет: 15 минут
Ожидаемые результаты работы:
 сформированность умений ритмично выполнять движения в соответствии со словами,
выразительно передавая заданный характер, образ;
 способность правильно выполнять артикуляции звуков;
 сформированность правильного речевого и физиологического дыхания;
 способность выполнять оздоровительные упражнения для горла, для улучшения осанки,
дыхательные и пальчиковые упражнения, самомассаж лица и массаж тела, этюды для
напряжения и расслабления тела, гимнастики для глаз;
 способность ориентироваться в пространстве, двигаться в заданном направлении;
 улучшение показателей слухового, зрительного и двигательного внимания, памяти;
 способность координировать движения в мелких мышечных группах пальцев рук и кистей,
быстро реагировать на смену движений;
 улучшения показателей диагностики развития речи;
 воспитание у детей потребности в здоровом образе жизни, чувства ответственности за
сохранение и укрепление своего здоровья и здоровья окружающих людей.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ДОСТИЖЕНИЯ ДЕТЬМИ ПЛАНИРУЕМЫХ
РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Освоение программы не сопровождается проведением промежуточной и итоговой аттестации
детей. При этом, реализуя программу, педагог должен стремиться к реализации ее целей и задач.
Для педагога важно иметь объективную картину развития каждого ребенка, поскольку на основе
диагностических данных выстраивается индивидуальная траектория развития каждого ребенка,
корректируется содержание работы, подбираются оптимальные формы взаимодействия с детьми.
Основной целью системы оценки достижения детьми планируемых результатов освоения
программы является определение педагогом эффективности собственных образовательных
действий, своевременная корректировка и оптимизация форм и методов образовательной работы с
детьми, разработка индивидуальных образовательных маршрутов.
Предлагаемая система мониторинга представляет собой педагогическую диагностику,
основанную на наблюдении за детьми и моделировании несложных диагностических ситуаций,
которые можно проводить с детьми индивидуально или в небольших подгруппах (6–8 человек).
Рекомендуется проводить диагностическую работу в первой половине дня в середине недели (со
вторника по четверг). Нецелесообразно предлагать диагностические задания ребенку, который
пришел после болезни, находится в непростой жизненной ситуации (развод родителей, смена
места жительства и пр.).
Система оценок мониторинга трехуровневая: 2 балла – умение сформировано устойчиво
(ребенок самостоятельно справляется с заданием); 1 балл – умение сформировано неустойчиво (то
есть находится в зоне ближайшего развития: ребенок справляется с заданием лишь в совместной
деятельности со взрослым); 0 баллов – умение не сформировано (ребенок не справляется с
заданием даже при помощи взрослого). Это общие принципы оценивания, на которые педагог
может опираться при выставлении того или иного балла. При этом важно помнить, что не всегда
бывает возможным унифицировать ответы детей дошкольного возраста. Поэтому авторы
призывают воспринимать предлагаемые критерии лишь в качестве ориентиров, а не оценки
развития того или иного ребенка.
Еще раз стоит подчеркнуть, что разделение умений по возрастам достаточно условно, так как
каждый дошкольник развивается по своей индивидуальной, уникальной и неповторимой
траектории. Педагогическая диагностика должна служить не инструментом оценки ребенка (его
«хорошести», «развитости» и пр.), а, в первую очередь, – инструментом своевременной помощи и
оказания поддержки ребенку, индивидуализации образовательного процесса.
При успешно реализованной образовательной работе к концу года большинство показателей
обычно соответствуют 2 баллам и позволяют приступить к освоению следующей части
программы. Наличие оценок в 0 баллов к концу года может выступать поводом для
индивидуальной работы с ребенком и выяснения причин его трудностей.
Показатели успешности освоения ребенком содержания курса:
1. Развитие слухового и зрительного внимания
2 балла – правильно выполняет задание сам.
1 балл – может допускать ошибки, но исправляет их сам.
0 баллов – допускает ошибки, не исправляет их даже после наводящих вопросов педагога.
2. Развитие тонких движений пальцев рук
2 балла – правильно выполняет задание сам.
1 балл – может допускать ошибки, но исправляется сам.
0 баллов – допускает ошибки, не исправляет их даже после наводящих вопросов педагога.
3. Умение четко и правильно выполнять артикуляционные движения.
2 балла – правильно выполняет задание сам.
1 балл – может допускать ошибки, но исправляет их сам.
0 баллов – допускает ошибки, не исправляет их даже после наводящих вопросов педагога.
4. Развитие физиологического и речевого внимания.
2 балла – правильно выполняет задание сам.

1 балл – может допускать ошибки, но исправляет их сам.
0 баллов – допускает ошибки, не исправляет их даже после наводящих вопросов педагога.
5. Формирование двигательных навыков.
2 балла – правильно выполняет задание сам.
1 балл – может допускать ошибки, но исправляет их сам.
0 баллов – допускает ошибки, не исправляет их даже после наводящих вопросов педагога.
6. Координация речи с движением.
2 балла – правильно выполняет задание сам.
1 балл – может допускать ошибки, но исправляет их сам.
0 баллов – допускает ошибки, не исправляет их даже после наводящих вопросов педагога.
7. Развитие фонематического слуха.
2 балла – правильно выполняет задание сам.
1 балл – может допускать ошибки, но исправляет их сам.
0 баллов – допускает ошибки, не исправляет их даже после наводящих вопросов педагога.
8. Развитие эмоциональной сферы.
2 балла – правильно выполняет задание сам.
1 балл – может допускать ошибки, но исправляет их сам.
0 баллов – допускает ошибки, не исправляет их даже после наводящих вопросов педагога.
Учебно – тематический план
С детьми 2 - 3 лет (I младшая группа)
Задачи:
1. Развивать фонематическое восприятие и фонематические представления детей.
2. Развивать мелкую и общую моторику; способность произвольно передвигаться в пространстве,
переключаемость и координации движений во взаимосвязи с речью.
3. Развивать внимание (зрительное, слуховое, двигательное), восприятие (зрительное, слуховое) и
память (двигательная, зрительная, слуховая).
4. Развивать чувство ритма, способность ощущать в музыке, движениях и речи ритмическую
выразительность.
Месяц
№ п/п
Название занятия
кол-во
занятий
Сентябрь
1
Встреча с белочкой в осеннем лесу
2
2
Сидит белка на тележке
2
3
Кто грибок найдет?
2
4
Гости
2
Октябрь
5
В огороде заинька
2
6
Зайкина капуста
2
7
Лучшая игра
2
8
Утенок и его друзья
2
Ноябрь
9
Про кота
2
10 Кот Василий
2
11 Кот и кошка
2
12 Утки — беленькие грудки
2
Декабрь
13 Зайчик в гостях у ребят
2
14 Зайкин дом
2
15 Белкина помощница
2

Январь

Февраль

Март-

Апрель

Май

16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36

Чудо-елка
Подарки Дедушки Мороза
Птичья елка
Мороз и птички
Танюшка
Вкусная каша
Аленушка и лошадка
Лошадка
Капризная внучка
Хозяюшка
Котенок и щенок
Про собачку
Таня пропала
Верные друзья
Про петушка
Уточка и курочка
Цыплячий переполох
Радуга-горка
Майский день
Про зеленую лягушку
После дождя

2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2

С детьми 3 - 4 лет (II младшая группа)
Задачи:
1. Активизировать и обогащать словарный запас, развивать фонематическое восприятие и
фонематические представления детей.
2. Продолжать развивать мелкую и общую моторику; способность произвольно передвигаться в
пространстве, переключаемость и координации движений во взаимосвязи с речью.
3. Продолжать развивать внимание (зрительное, слуховое, двигательное), восприятие (зрительное,
слуховое) и память (двигательная, зрительная, слуховая).
4. Развивать чувство ритма, способность ощущать в музыке, движениях и речи ритмическую
выразительность.
Месяц
№ занятия
Название занятия
Сентябрь
1
Солнышко и дождик
2
2
Тучка
2
3
Тучки по небу гуляют
2
4
Грибной дождик
2
Октябрь
5
Под грибком
2
6
Осенние листья
2
7
Осень в лесу
2
8
Веселый огород
2
Ноябрь
9
Репка
2
10
Осенние подарки
2
11
Да свидания, птицы!
2
12
Холодно!
2
Декабрь
13
Зима в лесу
2
14
Дед Мороз спешит на елку
2
15
Украшаем елочку
2
16
Наступает Новый год
2
Январь
17
Новогодний праздник в лесу
2
18
Рукавичка
2
19
Снеговик
2

Февраль

Март

Апрель

Май

20
Кошка и котята
21
Котята и щенок
22
У бабушки в гостях
23
Как снеговики солнце искали
24
Армейская карусель
25
Как цыплята солнце будили
26
Новая столовая
27
В гости к нам пришли матрешки
28
Весеннее солнышко
29
Весенняя капель
30
Прилетайте, птицы!
31
Весенний ручеек
32
Кораблик
33
Утренние лучи
34
Петушок и его семья
35
Колечко
36
Бобровый пруд
4. Перспективное планирование
С детьми 2 - 3 лет (I младшая группа)
Задачи
Тема

Месяц
Сентябрь 1. Активизировать словарь по теме: «Осень».

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

2. Развивать умение согласовывать ритмичные движения
с речью под музыку.
3.Развивать общую и мелкую моторику.
4. Воспитывать положительные эмоции и чувства.
1.Учить правильному произношению слов по теме:
«Животные», «Овощи»
2.Развивать слуховое внимание и координацию
движений.
3.Воспитывать у детей бережное отношение к
окружающей природе, ее маленьким обитателям.
1. Учить правильному артикуляционному укладу при
произношении слов по теме.
2. Развивать у детей умение четко и правильно по
сигналу выполнять ходьбу в разных направлениях,
координировать слово с движением.
3. Воспитывать положительные личностные качества.
1. Учить детей говорить выразительно, слушать друг
друга.
2. Развивать координацию движений пальцев и кистей
рук с помощью пальчиковой гимнастики.
3. Развивать навык выразительных и ритмичных
движений под музыку.
1.Активизировать
и
совершенствовать
звукопроизношение звуков и слов по теме.
2. Развивать мелкую моторику пальцев рук с
одновременным проговариванием стихов.
3.Воспитывать у детей бережное отношение к
окружающей природе, ее маленьким обитателям.
1. Учить детей двигаться пластично, выразительно
передавая образ музыкального произведения.
2.Развивать плавный, длительный, целенаправленный
выдох.
3. Развивать у детей чувство ритма, мелкую моторику,
зрительное внимание.
4. Воспитывать положительные личностные качества.
1. Развивать координацию движений и ориентацию в
пространстве при ходьбе, выполнении танцевальных

2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2

Встреча с белочкой в лесу
Сидит белка на тележке
Кто грибок найдет?
Гости
В огороде заинька
Зайкина капуста
Лучшая игра
Утенок и его друзья
Про кота
Кот Василий
Кот и кошка
Утки - беленькие
Зайчик в гостях у ребят
Зайкин дом
Белкина помощница
Чудо-елка
Подарки Дедушки Мороза
Птичья елка
Мороз и птички
Танюшка
Вкусная каша
Аленушка и лошадка
Лошадка
Капризная внучка

Хозяюшка
Котенок и щенок

Апрель

Май

движений.
2. Продолжать развивать умение согласовывать движения
со словами.
3. Воспитывать бережное отношение к природе.
1. Продолжать развивать умение переключаемость и
координации движений во взаимосвязи с речью.
2.Развивать плавный, длительный, целенаправленный
выдох.
3. Воспитывать положительные личностные качества.
1. Развивать у детей координированные движения,
умение выполнять движения в соответствии с текстом и
темпом мелодии.
2. Развивать мелкую моторику пальцев рук с
одновременным проговариванием стихов.
3. Воспитывать положительные эмоции и чувства.

Про собачку
Таня пропала
Верные друзья
Про петушка
Уточка и курочка
Цыплячий переполох
Радуга-горка
Майский день
Про зеленую лягушку
После дождя

С детьми 3 - 4 лет (II младшая группа)
Месяц
Задачи
Название занятия
1.
Учить
выполнять
движения
в
соответствии
с
текстом,
Солнышко
и дождик
Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

координируя движения рук, ног во время ходьбы.
2. Развивать умение внимательно слушать музыку,
различать темпы мелодий и двигаться соответственно с
темпом мелодии.
3. Развивать мелкую моторику рук, дыхание.
1.Продолжать развивать умение выполнять движения в
соответствии с текстом, координируя движения рук, ног во
время ходьбы.
2.Активизировать словарный запас детей по теме: «Осень».
3. Продолжать развивать умение двигаться в темп мелодии;
развивать мелкую моторику рук, дыхание.
1.Развивать мелкую моторику и точность движений
пальцев, мимические мышцы лица.
2.Развивать фонематический слух; темп и ритм дыхания.
3. Развивать пространственную ориентировку.
1.Развивать у детей координированные движения, умение
выполнять движения в соответствии с текстом и темпом
мелодии.
2.Расширять лексический словарь по теме: «Зима», «Новый
год».
3.Развивать
фонематическое
восприятие
и
слух,
пальчиковую моторику.
1. Продолжать развивать чёткие координированные
движения рук и ног в соответствии с текстом, мелкую
моторику.
2. Развивать зрительное и слуховое внимание, чувство
ритма, фонематический слух, фантазию у детей.
3. Развивать интонационную выразительность речи.
1. Продолжать развивать чёткие координированные
движения рук и ног в соответствии с текстом, мелкую
моторику.
2. Продолжать развивать чувство ритма, такта, общую и
мелкую моторику, физиологическое дыхание.
3. Развивать фантазию, воображение, интонационную
выразительность речи.
1. Продолжать развивать умение выполнять движения в
соответствии с текстом и темпом мелодий; развивать

Тучка
Тучки по небу гуляют
Грибной дождик
Под грибком
Осенние листья
Осень в лесу
Веселый огород
Репка
Осенние подарки
Да свидания, птицы!
Холодно!
Зима в лесу
Дед Мороз спешит на
елку
Украшаем елочку
Наступает Новый год

Новогодний праздник в
лесу
Рукавичка
Снеговик
Кошка и котята
Котята и щенок
У бабушки в гостях
Как снеговики солнце
искали
Армейская карусель
Как цыплята солнце
будили

Апрель

Май

мелкую моторику рук, дыхание.
2.Развивать у детей умение согласовывать движения с
ритмичным проговариванием текста.
3. Укреплять здоровье детей с помощью самомассажа.
1.Развивать мелкую моторику и точность движений
пальцев, мимические мышцы лица.
2. Расширять лексический словарь по теме «Весна».
3. Закреплять умение выполнять движения в соответствии с
текстом и темпом мелодий; развивать мелкую моторику
рук, дыхание.
4. Совершенствовать общую и мелкую моторику; развивать
фонематический слух.
1. Развивать умение опираясь на ритмо-схему отстукивать
ритмический рисунок.
2. Совершенствовать координированные движения рук и
ног; выполнять движения в соответствии с текстом и
темпом мелодий; развивать мелкую моторику рук,
дыхание.
3. Закреплять умение выразительно читать стихотворение.

Новая столовая
В гости к нам пришли
матрешки
Весеннее солнышко
Весенняя капель
Прилетайте, птицы!
Весенний ручеек
Кораблик

Утренние лучи
Петушок и его семья
Колечко
Бобровый пруд

5. Дидактический материал, техническое оснащение занятий





 Учебная доска, интерактивная доска;
магнитофон и аудиоматериалы;
наглядно-демонстрационный материал по темам занятий;
музыкальные инструменты;
индивидуальные зеркала.

1.
2.
3.
4.
5.
6.

6. Методическое обеспечение
М. Ю. Картушина «Логоритмика для малышей»;
О.А. Новиковская « Логоритмика для дошкольников в играх и упражнениях»;
Е.М. Тимофеева, Е.И. Чернова «Пальчиковые шаги»;
Е.М. Тимофеева, Е.И. Чернова «Пальчиковая гимнастика»;
Е. Краузе «Логопедический массаж и артикуляционная гимнастика»
Аудиодиск Железновой


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».